Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:13, сочинение
Для осознания проблематики темы в первую очередь необходимо охарактеризовать понятие «гендерные стереотипы». Существует множество различных определений и коннотаций, однако наиболее полное можно наблюдать в энциклопедии по социологии: «Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей».
Эссе на тему «Гендерные стереотипы в рекламе»
По предмету «Социология
рекламы»
Для осознания
проблематики темы в первую очередь
необходимо охарактеризовать понятие
«гендерные стереотипы». Существует множество
различных определений и
Гендерные стереотипы можно разделить на несколько групп по своим качествам:
Свойства гендерных стереотипов (ГС)
Будучи видом социальных стереотипов, ГС обладают основными их свойствами.
Во-первых, ГС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).
Во-вторых, ГС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании.
В-третьих, ГС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.
В-четвертых, ГС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.
В-пятых, ГС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.
Функции гендерных стереотипов
Различают психологические и социальные функции ГС.
К психологическим функциям относятся:
Когнитивная функция. ГС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ГС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).
Ценностно-защитная функция связана с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы. Так, стереотипные представления о мужском эгоизме и бездушности становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и милосердие.
К социальным функциям, направленным на поддержание социального порядка, относятся:
Функция социального контроля. ГС не только объясняют существующие в обществе отношения гендерной иерархии, но и, неизбежно приобретая нормативность, поддерживают социально приемлемые образцы поведения. Знания о свойствах мужской и женской природы, закрепляют за женщиной гендерную роль «матери», «домохозяйки», за мужчиной - роль «кормильца» и «защитника». Тем самым, ГС способствуют поддержанию устойчивости и урегулированности существующего общественного строя и общества в целом. Данная функция отчётливо прослеживается в традиционных обществах. Женщины здесь ведут домашнее хозяйство и выполняют функцию воспроизводства. Мужчины же, властные и активные, участвуют в публичной жизни общества, преуспевают в военной и политической сферах. В силу особой значимости для индивида гендерной идентичности нормативность присуща гендерным стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным.
Социализационная
функция, состоящая в обучении нормам
взаимоотношений полов, содержащихся
в накопленном обществом
Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы.
Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления.
ГС становятся востребованными в различных сферах жизни общества — политической, экономической, социальной в силу ряда причин: пол легко идентифицируется индивидом; стереотипные представления о мужчинах и женщинах соотносятся с его или ее личным опытом; отношения полов воспринимаются как едва ли не самые очевидные, понятные, а потому легитимные. Кроме того, поскольку в качестве мужественных или женственных характеризуются не только индивиды, но и другие социальные факторы (нации, классы, социальные группы, политические партии и др.), то ГС принимают участие в установлении всего спектра социальных отношений и в производстве социальных иерархий.
Гендерные стереотипы и реклама
Изучение гендерных рекламных образов позволяет провести анализ стереотипов, внедряемых в сознание потребителей, а также тех социальных ролей и моделей поведения, которые «навязываются» рекламой. Реклама часто воздействует на сознание людей путём использования гендерных стереотипов, способствующих более эффективному построению рекламной коммуникации. В итоге такое рекламное сообщение способствует хорошим результатам рекламной компании, резко повышая её успешность.
Можно выделить несколько основных гендерных образов-стереотипов, использующих в рекламной индустрии и привести визуальный пример для каждого из них.
Женщина в рекламе:
Мужчина в рекламе:
В качестве обобщения
хотелось бы сказать о тех универсальных
композиционные приёмов рекламы, которые
подчёркивают различие в гендерах, а также
значимость одного гендера над другим.
Во-первых,
это доминирование объёма, массы,
где второстепенный гендер предстаёт
маленьким, хрупким. Во-вторых, различия
положения в пространстве, когда
преобладают изображения
Таким образом, реклама является частью социальной реальности. Рекламные образы передают не только информацию о товарах и услугах, но и о взаимоотношениях в обществе, в том числе и межличностных отношениях мужчин и женщин. Стоит отметить, что преобладающее большинство людей верят в презентованные им гендерные стереотипы в рекламе. В связи с чем, общество посредством рекламной индустрии в некоторой степени может контролировать и во многом предопределять социальный портрет самого общества и отдельного человека в нем.