Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:08, реферат
Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека – на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5
ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ВОПРОСОВ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Гуманитарный институт (г. Москва)
Байкальский филиал
Экономический
факультет
РЕФЕРАТ
На
тему: «Гендерные проблемы
в обществе»
Студент 1 курса ЗФО, группа Э103-01
Дата сдачи: «___»_____________2011г.
Дата проверки: «___»____________2010г.
Оценка:_____________________
Улан-Удэ
2011
Оглавление
Введение
Гендер
является неотъемлемой частью социальных
практик взаимодействия людей и
оказывает влияние на все аспекты
жизни человека – на выбор места
работы, системы ценностей, сферы
самоутверждения и саморазвития, хобби,
одежды, стиля поведения в семье, на работе,
в учебном заведении и т.д. Через «гендерную
линзу» человек воспринимает любую информацию
и передает ее в окружающий мир тоже с
помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс
гендерной социализации и содержание
гендерных стереотипов имеет огромное
значение не только для жизни отдельного
индивидуума, но и для прогрессивного
развития всего общества.
Особенности гендерной социализации молодежи
К сожалению, содержание современных российских гендерных стереотипов приводит, например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую зависимость женщин в семье.
Причины данного явления лежат не в разнице человеческого капитала женщин и мужчин, не в том, что мужчина играет инструментальную роль, а женщина экспрессивную в связи с рождением ребенка, разницей гормональной регуляции и т.п., а в отсутствии гибких, сбалансированных стереотипов.
Данные стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате недоиспользования человеческих ресурсов, но и к таким явлениям, как социально-психологический дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в семье, на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно, женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.
В связи с данным фактом, большим числом неполных семей без отца, существовании гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по полу и противопоставляющий себя женскому (семье и учебе) коллектив, в котором культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п.
Это и является одной из причин популярности в современной России агрессивно настроенных шовинистских субкультур, распространение пивного алкоголизма (в связи с паразитизмом рекламы пива на гипертрофированном образе настоящего мужчины), курения, наркомании, девиантного и криминального поведения юношей. В результате нашего исследования, проведенного в 2006 г. в ЛГПУ оказалось, что 60% парней курят, что в 2 раза больше, чем курящих девушек. Близки к этому показатели и по остальным формам социальной патологии.
Гендерные
стереотипы действуют и на студентов:
девушка должна делать работу по дому,
ухаживать за детьми в семье, а у парней
гораздо больше свободного времени, которое
они тратят не на учебу; здесь же мы видим
и действие гендерного стереотипа, который
лояльнее относится к патологическим
формам проявления агрессивности и вредным
привычкам мужчины. Также высокая загруженность
домашним трудом, воспитанием ребенка,
низкая заработная плата учителя и такая
же ситуация у матери студента приводит
к низкому уровню и образования, и воспитания
молодежи. Данный процесс усугубляется
содержанием гендерных стереотипов современных
молодежных СМИ, где подавляющее большинство
образов женщины «отражает мужские фантазии
о полуодетой глупышке, которую необходимо
спасти» или человека, который выполняет
всю работу по дому.
Исследование
гендерных проблем
социализации
Одним
из направлений гендерных
С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, шаблона, предрассудка, клише. Ю. Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, социальными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Стереотип не только выделяет статистически средние мнение, но задает норму, образец социально одобряемого поведения. Шаблоны обычно предшествуют самому действию. Они необходимы в тех ситуациях, когда незнакомое надо свести к знакомому, и тем самым как бы опознать окружающую реальность, но, разумеется, не познать ее. Опознание – отнесение к известной схеме – заменяет собой понимание и осмысление.
Гендерные
стереотипы – стандартизированные
представления о моделях
Социальные стереотипы – обыденные аналоги научных умозаключений: логической основой выступает поведение части под общее, распространение свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное событие.
Социологи исследовали своеобразие мужчин и женщин, анализируя стереотипы и социальные клише, встречающиеся в газетах и телепередачах, и вот что обнаружилось:
Женщина должна быть украшением семьи, дома.
Женщины более слабые и по уму, и физически.
Мужчины для того и созданы, чтобы решать женские проблемы.
Мужчины, как дети, нужно гладить и гладить.
Женщины быстрее осваивают иностранные языки.
Женщины во много раз чувствительнее мужчин.
Женщины в два раза чувствительнее к воздействию алкоголя.
Мужчина эгоистичен, самолюбив, тщеславен, ревнив.
Мужчины чаще ссорятся.
Мужчина легко меняет свое мнение.
Мужчина быстрее устает и нуждается в психологической разрядке.
Мужчина хуже переносит голод и болезни.
Мужской мозг весит на 200 грамм больше, чем женский.
На двенадцать выдающихся математиков приходится лишь 1 женщина.
Но и среди идиотов мужчины также «впереди планеты всей», и они в два раза чаще попадают в «психушку».
Оба пола в одинаковой степени любят смотреться в зеркало: мужчины любуются своим телом, женщины – одеждой.
В рамках данной тематики было проведено социологическое исследование на тему «Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины». Предметом данного исследования выступили стереотипы в восприятии образа идеального мужчины и женщины. Целью исследования было изучить гендерные стереотипы восприятии образа «идеального» мужчины и женщины методом фокус-группы. Разбившись на две команды по гендерному аспекту, участники должны были представить образ идеального мужчины и женщины.
По мнению, обеих команд идеальная девушка должна быть спортивного телосложения, высокая, с правильными чертами лица, красивыми, ухоженными, длинными волосами, не замужем, образованна, добрая, чуткая, нежная, целеустремленная, коммуникабельная, уверенная в себе. Единственное в чем мнение участников команд не совпало – это возраст: мужчины предположили 20-25 лет, а девушки 23-31. По мнению участниц фокус-группы идеальный мужчина должен сочетать в себе мужество, честь, достоинство, образованность, красоту, терпение, шик, опыта сексуальности, ласку.
Мужчины же считают, что мужчина должен быть в первую очередь образованным, умным, владеющий несколькими иностранными языками, коммуникабельный и ответственный. Дальше участники предположили, что он должен быть спортивного телосложения, не женат, имеющий стабильную хорошую работу, в возрасте 27-28 лет.
Для сравнения полученного образа можно привести данные исследования, опубликованного в газете «Аргументы и факты» за 1994 год №16. Большинство молодых людей, опрошенных на московских улицах, идеалов не имеет вообще, их заменяют кумиры.
Эталоном женской красоты у мужчин, к примеру, является небезызвестная Мадонна. Что же касается женщин, их мнения разнообразны. Среди перечисленных фигурировали и такие имена, как Дмитрий Маликов, Эксел Роуз, Олег Меньшиков, Дмитрий Харатьян.
Почетное
первое место у женщин занимает верность
и порядочность их идеалов, а далее
по убывающей – надежность, деньги, «место
под солнцем». Мужчины же думают иначе:
38% представителей «сильного» пола ценят
в женщине ее трудоспособность, 21- аккуратность
и хозяйственность, 17-способны полюбить
женщину за умение готовить, 15-обращают
внимание на совместимость цвета волос,
7% предпочитают скромных женщин. И только
2% мужчин отметили необходимость присутствие
у женщин интеллекта. Это можно объяснить
тем, что с изменением общества меняются
и стереотипы.
Пути решения гендерных вопросов
Проблемы равенства мужчин и женщин приобретают в начале XXI в. все большую значимость, поскольку мировое сообщество все еще вынуждено констатировать тот факт, что ни в «одном обществе женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины».
Понадобилось не одно столетие, чтобы женщины добились юридического равенства с мужчинами. В настоящее время на уровне мирового сообщества разработан и принят целый ряд международных документов, посвященных разработке стратегии перехода от достигнутого сегодня почти повсеместно равенства прав женщин и мужчин к равенству их возможностей.
Эту задачу решают, в частности, резолюции четырех всемирных конференций по положению женщин, проходивших под эгидой ООН в Мехико, Копенгагене, Найроби, Пекине. Выравнивание статусов мужчин и женщин, согласно рекомендациям этих форумов, должно стать составной частью всех социальных стратегий и программ, основной задачей национальной гендерной политики.
Белоруссия на международном уровне не только заявляет о поддержке решений этих форумов, но и берет на себя вполне конкретные обязательства в этой области. Так, ведется работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами. В республике реализовано два плана национальных действий по обеспечению гендерного равенства - на 1996-2000гг. и на 2001-2007гг. В настоящее время разработан проект нового национального плана действий в данной сфере на 2006 – 2010 гг.