Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:11, реферат
Гендерная проблематика в социологических исследованиях приобретает все большую популярность. Особым интересом исследователей пользуется тематика, связанная с изучением условий и факторов формирования определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье (Ашвин С., 2000; Здравомыслова О.М., 2002; Мещеркина Е.Ю., 2002; Темкина А.А., Роткирх А., 2002; Чирикова А.Е., 2002)
ГЕНДЕРНАЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА: ПОЛОРОЛЕВОЙ
ПОДХОД ИЛИ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
ГЕНДЕРА? Клецина Е.Б., СПбГУ, факультет
социологии, 5 курс.
Гендерная проблематика в социологических
исследованиях приобретает все большую
популярность. Особым интересом исследователей
пользуется тематика, связанная с изучением
условий и факторов формирования определенных
моделей полоролевого поведения, а также
устойчивых систем представлений о социальных
ролях, статусах, позициях мужчин и женщин
в обществе и в семье (Ашвин С., 2000; Здравомыслова
О.М., 2002; Мещеркина Е.Ю., 2002; Темкина А.А.,
Роткирх А., 2002; Чирикова А.Е., 2002). Многие
опубликованные в последние годы работы
в той или иной степени, касаются проблем
социализации мальчиков и девочек, мужчин
и женщин. Проводимые отечественными социологами
исследования, в которых изучаются вопросы
гендерной социализации, как правило,
базируются на таких популярных теориях,
как полоролевой подход и теория социального
конструирования гендера. Данная статья
посвящена рассмотрению возможностей
полоролевого подхода и теории социального
конструирования гендера в объяснении
особенностей процесса гендерной социализации.
Полоролевой подход был сформулирован в контексте
теории структурного функционализма Т.Парсонсом
и Р.Бейлсом. Отношения между полами определялись
через концепцию полоролевого разделения
на примере семьи. В данной концепции акцент
был сделан на позитивной функции дифференциации
половых ролей в семье: женщина выполняет
экспрессивную роль в семье, а мужчина
– инструментальную. Экспрессивная роль
заключается в установлении внутреннего
баланса в семье, это роль домохозяйки,
а инструментальная роль заключается
в регуляции отношений между семьей и
другими социальными структурами, это
– роль добытчика. Полоролевая концепция
проясняла и подтверждала повседневные
практики внутри – и межполовых отношений
и положения женщин в западном обществе
накануне возникновения женского движения
второй волны. Т.Парсонс и Р. Бейлс старались
описать лежащие в основе разных социальных
ролей мужчин и женщин образцы, которые
не могут быть объяснены ссылкой на биологические
данные, они также стремились установить
связь между личностными и общественными
структурами на основе концепта половых
ролей.
Основная суть полоролевого подхода заключается
в том, что половые роли усваиваются в
процессе социализации. Освоение половой
роли предполагает наличие не только определенного
типа поведения, но и конкретных личностных
особенностей и даже всего образа жизни.
Все это достигается благодаря воздействию
агентов (институтов) социализации, которые
формируют личность в соответствии с доминирующими
культурными нормами, ценностями, образцами
маскулинного и фемининного поведения,
а также возможности субъекта интериоризировать
предлагаемые культурные стандарты (Здравомыслова
Е.А., Темкина А.А., 1998). Полоролевая концепция
была ориентирована на подтверждение
и обоснование естественности различий
в социальном поведении мужчин и женщин,
но в то же время эта концепция интенсифицировала
развитие феминистской мысли в направлении
анализа социокультурных факторов, выступающих
в роли детерминант различий между полами.
В данной концепции акцентирован вопрос
о соотношении частной и публичных сфер
жизни. Высокий уровень разделения частного
и публичного имеет место уже многие десятилетия.
Именно публичная сфера, в которой безраздельно
доминируют мужчины, включающая мир политики,
юридические права и обязанности, рыночные
институты, признается сферой «реальной»
власти, престижа и могущества. Приватная,
частная сфера жизни, где «правят» женщины,
является вторичной, дополнительной, не
престижной и мало значимой с позиций
общественного сознания.
В рамках полоролевого подхода считается,
что существует угнетение мужчин и женщин
со стороны традиционных гендерных ролей,
и предполагается, что данная ситуация
может быть изменена посредством изменения
механизмов гендерной социализации. В
последствии теория ролей критиковалась,
прежде всего, за то, что она не учитывает
наличие отношений неравенства мужских
и женских ролей, а говорит о взаимодополнительности
ролей. Однако ни в одной культуре приватная
сфера, предназначенная для самореализации
женщины, не является столь же значимой
с позиции общественного сознания как
публичная. Как следствие, гендерные установки,
связанные с закреплением профессиональных
ролей исключительно за мужчинами, а семейных
– за женщинами, негативно сказываются
на психологическом самочувствии женщин
и мужчин, так как такая ситуация ограничивает
возможности их личностного развития,
препятствуя реализации женщин в профессиональной
сфере, а мужчин – в семейной.
Полоролевая теория никак не отвечает
вопрос о том, как происходит усвоение
детьми гендерных ролей и последующее
воспроизведение отношений неравенства
между полами. Кроме того, не объясняется,
почему данные отношения неравенства
воспринимаются и мужчинами и женщинами
как естественные.
Теория социального конструирования
гендера разработана на западе
в начале 90-х годов. В социально-конструктивистском
подходе считается, что гендер моделируется
посредством повседневной социальной
практики, в результате индивид конструирует
представление о мужской и женской идентичности,
о мужском и женском поведении.
Основным теоретическим источником социально-конструктивистского
подхода является теория социального
конструирования реальности П.Бергера
и Т.Лукмана. Данная теория базируется
на представлении, что социальная реальность
помимо свойства объективности носит
также и субъективный характер. Объективность
социальной реальности проявляется в
ее независимом положении по отношению
к индивиду: она существует независимо
от его представления о ней. Ее феномены
уже систематизированы в образцах, которые
кажутся независимыми от индивидуального
понимания и которые налагаются на индивида
(Бергер П., Лукман Т., 1995). Однако реальность
созидается индивидом в ходе повседневного
взаимодействия – так проявляется субъективный
характер реальности. Индивид постоянно
создает свое видение социального мира,
усвоение опыта, таким образом, носит деятельностный
характер. Образно выражаясь, индивид
будто бы «пропускает через себя» объективную
реальность повседневной жизни, конструируя
собственное видение окружающей жизни,
формируя определенные картины мира. В
рамках теории социального конструирования
гендерные отношения являются объективными,
потому что индивид их воспринимает, но,
с другой стороны, они являются субъективными
как социально конструированные. Главная
мысль социального конструирования гендера
состоит в том, что каждый индивид может
не только воспринимать гендерные правила,
но и создавать их сам. Учитывая тот факт,
что индивид наделяется способностью
генерировать и воспроизводить гендерные
отношения и правила, ему не может быть
отказано в способности их разрушать и
видоизменять. Таким образом, может быть
изменена существующая социальная структура,
изменено представление о мужском и женском,
как базовых концептах. Итак, конструктивистская
точка зрения состоит в том, что гендер
в одно и то же время и конструируется
посредством социализации, разделения
труда, системой гендерных ролей, семьей,
средствами массовой информации и строится
самим индивидом.
Безусловно, важным является вопрос о
том, где и когда создается гендер. В рамках
теории социальной драматургии И. Гоффмана
утверждается, что конструирование гендера
носит ситуативный характер, оно происходит
в контексте реального или виртуального
присутствия других. Гендер, следовательно,
является не только результатом взаимодействия,
но и его источником. Как правило, всякая
успешная коммуникация базируется на
безусловном определении пола собеседника.
Определение пола происходит по правилам
моделирования гендера, принятым в данном
обществе и выражающимся в гендерном дисплее,
при этом приписанный пол не обязательно
будет соответствовать биологическому
полу индивида. Гендерный дисплей, понятие,
которое вводит в социологию И. Гоффман,
представляет собой и проявление, и представление
мужского и женского через взаимодействие.
Это своего рода идентификационные проявления,
которые свидетельствуют о принадлежности
к той или иной категории по признаку пола
(Уэст К. Зиммерман Д., 2000). Таким образом,
вклад теории социальной драматургии
И.Гоффмана в социально-конструктивистскую
концепцию гендера, прежде всего, состоит
в понимании гендера как результата и
причины различных социальных отношений
в условиях различных социальных ситуаций.
Не менее важным источником социально-конструктивистского
понимания гендера, чем две предыдущие
теории, является этнометодологическая
теория Г.Гарфинкеля. Научный интерес
этнометодологов направлен как на выявление
механизмов повседневного взаимодействия
людей, так и на то, как эти действия с помощью
общения понимаются и интерпретируются,
какой смысл им придается. В рамках данной
концепции подчеркивается необходимость
четкого различения понятий пола, категории
пола и гендера.
Пол - это определенность,
основанная на использовании социально
принятых биологических критериев для
классификации индивидов как мужчин и
женщин (Уэст К. Зиммерман Д., 2000, с. 195). Важно,
что определение и биологического пола,
согласно этнометодологическому подходу,
является, прежде всего, социальным процессом.
Критериями биологического пола выступают
либо гениталии индивида, либо хромосомный
набор. Большинство членов нашего общества
рассматривает пол человека как нечто
неизменное, однако в действительности
биологический пол человека не всегда
возможно однозначно определить (примером
может служить существование гермафродитов).
Тем не менее, в процессе повседневного
взаимодействия происходит постоянное
отнесение индивидов к той или иной категории
пола.
Категория пола представляет собой выражение
биологического пола человека в различных
ситуациях, при этом пол и категория принадлежности
по полу могут изменяться независимо друг
от друга, то есть можно принадлежать к
какой-либо категории пола, даже в случае
не соответствия ей по биологическим критериям.
Отнесение индивида к определенной категории
пола происходит в соответствии с идентификационными
гендерными дисплеями, которые он выражает
в ходе взаимодействия. Категоризация
индивида происходит, как правило, без
особых трудностей, однако в случае, когда
индивид не демонстрирует свою половую
принадлежность, возникает ситуация неопределенности,
обескураживающая тех, кто вступает с
ним во взаимодействие.
В свою очередь гендер, в рамках конструктивистского
подхода, является деятельностью по организации
ситуативного поведения в свете нормативных
представлений об аттитюдах и действиях,
соответствующих категории принадлежности
по полу (Уэст К. Зиммерман Д., 2000). Социальные
конструктивисты отказываются от понимания
гендера как совокупности личностных
психологических черт или как роли. Отказ
от ролевой теории аргументируется тем,
что при определении гендера как роли
практически невозможно оценить его влияние
на другие роли. Кроме того, ролевой подход
уменьшает объяснительные возможности
категории гендер при обсуждении проблем
власти и неравенства (Уэст К. Зиммерман
Д. 2000). Основной идеей социально конструктивистского
похода в гендерных исследованиях является
представление, что гендер формируется
в процессе взаимодействия. Однако, не
смотря на то, что именно индивиды создают
гендер, эта деятельность является в фундаментальном
отношении интерактивной и институциональной
по своему характеру, так как индивид выстраивает
свои действия по отношению к обстоятельствам
таким образом, чтобы дать возможность
другим, принимая во внимание обстоятельства,
признать действие таковым, каким оно
и является (Уэст К. Зиммерман Д., 2000).
В процессе ежедневных взаимодействий
гендер рутинно демонстрируется в самых
различных ситуациях. Важно заметить,
что эти ситуации не просто позволяют
выражать естественные различия между
мужским и женским, а сами производят эти
различия. Нарушить рутинный порядок вещей
может несоответствие поведения идентифицированного
по половому признаку индивида представлению
о том, как в данной ситуации должен вести
себя человек, принадлежащий к той же категории
пола. Теоретики социально-конструктивистского
подхода в гендерных исследованиях утверждают,
что категория принадлежности по полу
и гендер выстраиваются индивидом в процессе
взаимодействия, когда окружающие реагируют
на него определенным образом. Гендерная
принадлежность индивида – это то, что
человек делает и делает постоянно в процессе
взаимодействия с другими, а не просто
аспект его личности.
Итак, социально-конструктивистский подход
позволяет по-новому взглянуть на многие
проблемы, входящие в область научного
интереса гендерных исследований. Представляется,
что данный подход открывает широкие возможности
для изучения, прежде всего того, как происходит
формирование гендерной идентичности
человека. Кроме того, в рамках теории
социального конструирования гендера
предлагается теорию гендерной социализации
дополнить системой взглядов о рекрутировании
гендерных идентичностей, которые отчасти
компенсируют недостатки теории ролей
в рассмотрении процесса усвоения половой
роли. В полоролевом подходе утверждается,
что процесс социализации идет под воздействием
социальных ожиданий, которые имеет окружение
индивида в отношении него. Окружающие
ожидают от индивида определенного набора
действий, который соответствует его положению
в данной социальной системе. Усвоение
гендерной роли, позволяющее включать
индивидов в существующие общественные
отношения, начинается в самом раннем
возрасте и не заканчивается никогда.
В большинстве культур дети начинают де¬монстрировать
соответствующее их полу поведение к 5-летнему
возрасту. Но неко¬торые специфические
для своего пола модели поведения многие
из них усваивают уже к трем годам.
Информацию о том, что соответствует или
не соответствует его роли, индивид получает
от так называемых агентов социализации,
которыми выступают члены различных социальных
групп, в которые непосредственно или
опосредованно оказывается включенным
данный индивид. Это, прежде всего, семья,
учителя, сверстники, коллеги, средства
массовой информации. Агенты социализации
регулируют поведение индивида с помощью
системы санкций, когда поощряется поведение,
соответствующее его гендерной роли, и
порицается не соответствующее. Поведение
индивида оказывается детерминированным
социальными ожиданиями общества. Происходит
своего рода угнетение человека ролью,
при этом одинаково угнетаются как женщины,
так и мужчины.
Процесс гендерной социализации как процесс
усвоения индивидом гендерной роли критикуется
конструктивистами за те же недостатки,
что и вся ролевая теория. Теория гендерной
социализации основывается на предположении,
что люди предпочитают поддерживать существующий
обычай, что, по крайней мере, спорно. Идеи
рекрутирования гендерных идентичностей
дополняют теорию гендерной социализации.
Для научения и демонстрации женского
и мужского поведения, как утверждает
Кахилл, основополагающими являются практики
причисления к категории по признаку пола
(Уэст К. Зиммерман Д., 2000). Стремясь к социально
компетентному поведению, индивид активно
структурирует собственный опыт. В процессе
повседневного взаимодействия, начиная
с самого раннего возраста, индивид получает
информацию о различных идентификационных
гендерных дисплеях, которые способствуют
причислению человека к той или иной категории
по признаку пола. Для успешного включения
в существующий общественный порядок
и демонстрации социально компетентного
поведения человек, как правило, стремится
однозначно определять свою половую принадлежность.
Это достигается посредством конструирования
гендера в процессе повседневного взаимодействия.
Категоризация по признаку пола во взаимодействии
носит принудительный характер, так как
индивид вынужден демонстрировать мужские
или женские гендерные дисплеи, если стремится
к успешному взаимодействию, условием
которого является его однозначная половая
идентификация партнером. Претендуя на
ту или иную гендерную идентичность, человек
вынужден избегать поведения, которое
позволило бы окружающим усомнится в его
принадлежности к определенной категории
пола.
Отличительная черта совокупности идей
о рекрутировании гендерных идентичностей
состоит в утверждении добровольного
стремления индивида к демонстрации однозначной
половой принадлежности с целью быть причисленным
к социально компетентным членам общества.
Собственную гендерную идентичность индивид
стремится сохранить, считая при этом,
что она отражает мужское или женское
естество. Следовательно, различия между
мужским и женским, как и доминирующее
положение мужчин, воспринимаются индивидом
как естественные. Именно таким образом
новые члены общества включаются в процесс
саморегуляции и одновременно начинают
мониторинг своего поведения и поведения
других с учетом следствий гендерной идентификации
(Уэст К. Зиммерман Д., 2000).
Идея рекрутирования гендерных идентичностей
позволяет под новым углом взглянуть на
процесс формирования у женщин стремления
реализовать себя в публичной сфере. В
процессе социализации девочка не просто
усваивает роль женщины, потому что это
отвечает ожиданиям окружающих, она добровольно
и самостоятельно регулирует свое поведение,
подчеркивая свою принадлежность к женской
категории по признаку пола, с целью демонстрации
своей компетенции в области общественных
отношений, и, в частности, гендерных отношений.
Добровольное следование принятой в детстве
гендерной идентичности снижает вероятность
возникновения у женщины стремления к
личным достижениям в публичной сфере.
Теория социального конструирования гендера
обладает более широким спектром возможностей
для объяснения специфики процесса гендерной
социализации, как фактора формирования
определенных моделей полоролевого поведения
и устойчивых систем взглядов относительно
позиций и статусов мужчин и женщин в семье
и в обществе.
Социально-конструктивистский подход
дополняет теорию гендерной социализации,
в которой сделаны акценты на внешнем
навязыванием гендерных ролей индивидам
со стороны окружающих, идеей рекрутирования
гендерных идентичностей, позволяющей
рассматривать гендерную социализацию,
как процесс добровольного и самостоятельного
усвоения социально компетентного поведения
в качестве мужчины или женщины. Теория
социального конструирования гендера
открывает новые горизонты для изучения
и объяснения механизмов формирования
гендерных ролей и гендерных идентичностей.
Литература
1. Ашвин С. Влияние советского гендерного
порядка на современное поведение в сфере
занятости//Социологические исследования,
2000. № 11.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. М., 1995.
3. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное
конструирование гендера//Социологический
журнал. 1998. № 3/4.
4. Здравомыслова О.М. Российская семья
в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин
и женщин//Гендерный калейдоскоп. Курс
лекций/Под общей ред. М.М.Малышевой. М.,
2002.
5. Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация
маскулинности//Социологические исследования,
2002. № 11.
6. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные
контракты и их трансформация в современной
России// Социологические исследования.
2002. № 11.
7. Уэст К. Зиммерман Д. Создание гендера//Хрестоматия
феминистских текстов. Переводы/Под ред.
Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 2000.
8. Чирикова А.Е. Женщина – менеджер в современном
бизнесе//Гендерный калейдоскоп. Курс
лекций/Под общей ред. М.М.Малышевой. М.,
2002.