В начале ХХІ столетия научно-технические
инновации придают новые импульсы
социально-экономической и политической
динамике общества. Важнейшей чертой
современности является чрезвычайная
скорость социальных изменений
и их радикальный характер. Социум
не имеет какой-то фатально
определенной линии развития, в
нем действуют многообразные
разнонаправленные тенденции, что
свидетельствует о сложности
и непредсказуемости социальных
процессов. Социокультурные изменения
побуждают к поискам моделей общественных
структур, социальных форм, способных
обеспечить успешное функционирование
общества. Социально-философский анализ
позволяет определить социальную инновацию
как социокультурный процесс закономерной
трансформации социума.
Социокультурные изменения,
происходящие в современной Украине, актуализируют
необходимость социально-философского
постижения природы, конкретных механизмов
развития всех сфер общественной жизнедеятельности
, факторов актуализации продуктивной
новаторской деятельности, направленной
на внедрение инновационных социальных
моделей.
Современная социально-философская
мысль уделяет значительное внимание
разработке проблем социальных
инноваций. Роль социальной структуры
в функционировании социума, детерминанты
изменения социальных структур
исследовались в работах западных
мыслителей К. Леви-Стросса , Э. Дюркгейма,
М. Вебера, А Гидденса , Т. Парсонса , П. Ансара
, П. Штомпки , Т. Монсона , П. Сорокина и
современных отечественных ученых Л.Г
Ионина, М.В. Поповича, С.А Макеева, Н. Черныш.
Влияние языка и ценностей на социальные
изменения, его механизмы и средства изучали
такие зарубежные и отечественные философы,
как Ф. де Соссюр, М. Вебер, Э. Бенвенист
, Дж .- Л. Остин , Т. Парсонс , К. Поппер, Дж.
Серль , С.А. Васильев, А.А. Потебня , Ю.М.
Лотман, М.В. Попович, В.Ф. Лобас , В.С. Пазенок
, А.М. Ермоленко, А.О. Ручка, В.С. Бакиров,
В.Е. Хмелько , И.П. Шитов [2].
Однако проблема инновационного
потенциала социального развития
нуждается в дальнейшем исследовании,
в котором необходимо опираться
на достижения теоретиков модернизма,
в частности на концепцию Д.
Белла как его яркого представителя
.
Концепция Д. Белла
заостряет внимание на изменении
роли науки в процессе общественного
производства и на характере
того знания, которое преобладает
в социальной структуре общества.
В индустриальном обществе Д.
Белл выделяет три сферы: социальная
структура, политика и культура. «Социальная
структура включает экономику, технологию
и систему занятости. Политика регулирует
разделение власти и утверждает решения,
касающиеся конфликтующих индивидов и
групп. Культура является сферой, выражающей
символизм и значения» [1, 255]. Каждая сфера
общества, по Беллу, руководствуется определенным
осевым принципом. Так, осевым принципом
социальной структуры выступает принцип
экономии – способ размещения ресурсов
согласно принципам наименьшей ценности,
заменяемости , оптимизации, максимизации
и др. Осевой принцип современной политики
– принцип сотрудничества, при котором
инициатива может принадлежать не только
руководству, но и сообществу. Осевой принцип
культуры - стремление людей повысить
личную значимость.
Футурологическая концепция
«постиндустриального общества»
Белла кладет в основу социальных
инноваций научное творчество
и в особенности теоретическое
научное творчество, которое протекает
преимущественно в рамках университетов.
По Беллу, университет «является
первостепенным институтом постиндустриального
общества» [1, 258], так как «теоретические
знания во все большей степени
становятся стратегическим ресурсом
общества, его осевым принципом.
А университеты, исследовательские
организации и интеллектуальные
институты, где теоретические
знания кодифицируются и накапливаются,
становятся осевыми структурами
нового зарождающегося общества»
[1, 260]. Настойчиво подчеркивая мысль
о том, что корни постиндустриального
общества следует искать во
влиянии науки на производство и
другие сферы, Белл связывает приход постиндустриального
общества с превышением числа научных
работников, инженеров и служащих над
числом работников, занятых в сфере материального
производства. Он пишет, что «если ведущими
фигурами прошлого века были предприниматель,
бизнесмен и руководитель производства,
то «новыми людьми» являются ученый, математик,
экономист и инженер новой интеллектуальной
технологии» [1, 263], именно они являются
носителями социальных инноваций.
Д. Белл акцентирует
значение повышения «уровня межличностных
контактов и взаимодействий»
для социальных трансформаций
в постиндустриальном обществе,
само усиление роли науки он
связывает с повышением осознанности
социального творчества индивидов
и их сообществ. Значение научных
знаний как раз и состоит
в том, чтобы сделать социальное
творчество индивидов и их
сообществ более осмысленным
и рационально обоснованным: «Постиндустриальное
общество является обществом,
в котором непременно станет
несколько более осознанным принятие
решений. Основной проблемой является
согласование социальных выборов, которые
точно отражают «упорядочение» преимуществ,
предпочитаемых индивидами» поскольку
социально-благоприятный выбор возможен
на путях поиска межгрупповой договоренности,
а для ее достижения «необходимо знать
социальные выгоды и социальные цены»,
то именно наука и может предоставить
«механизмы осуществления социального
обсчета и проверки социальных целей»,
послужить адекватным средством социального
планирования и творчества [1, 253].
Поэтому для Д. Белла
«значение постиндустриального
общества состоит в том, что:
1. Оно усиливает роль науки
и когнитивных ценностей как основной
институциональной необходимости общества;
2. Преобразуя принятия решений
в более техническую процедуру, оно несколько
более непосредственно вводит в политический
процесс ученого или экономиста;
3. Благодаря углублению существующих
тенденций к бюрократизации интеллектуального
труда оно создает комплекс напряженностей
для традиционного определения интеллектуальных
поисков и ценностей…» [ 1, 257 ].
Подытоживая исследование
направленности социальных инноваций
в постиндустриальном обществе, Д. Белл
избегает категоричных формулировок его
конечных целей: «Вначале человек стремился
покорить природный порядок; и в этом он
почти достиг успеха. В последние сто лет
он стремился заменить природный порядок
технологическим порядком; и в этом он
также в значительной степени продвинулся
вперед. Постиндустриальное общество
в своей основе является перестройкой
этого технического поиска даже в более
мощной форме. Но теперь вопрос заключается
в том, захочет или не захочет человек
идти дальше. Это и есть открытость истории»
[1, 269].
Литература :
1. Белл Д. Культурні суперечності
капіталізму // Сучасна зарубіжна соціальна
філософія. Хрестоматія: Навч . посібник
/ Упоряд . В.Лях. – К.: Либідь, 1996. – С. 251-274.
2. Лях В.В. Зміна філософсько-світоглядних
орієнтацій у постіндустріальну добу
// Суспільство на порозі ХХ1 століття:
Філософське осмислення плинного світу.
Навчальний посібник / Відп . ред. Пазенок
В.С..-К.: Укр. Центр духовної культури, 1999.–
С.53-74.