Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:11, контрольная работа
Идеологическая и ценностно-ориентирующая функции взаимосвязаны. Идеологическая функция социологии выступает частным случаем взаимосвязи науки и идеологии. Идеологии отражают интересы различных слоев, социальных групп, общностей. Важен и их побуждающий аспект. Они влияют на иллюзии и надежды людей, их установки и ценностные ориентации, формы, способы и характер их деятельности. В рамках социологии важен идеологический плюрализм, чтобы социологи усиливали научность проводимых исследований, стремясь дать как можно более объективную картину социальных процессов в обществе.
3. Функции
социологии молодежи.
Как и социологии в целом, социологии молодежи
присущ ряд функций:
Исследовательская функция связана с изучением
социальных отношений и социальных процессов.
Эта функция должна быть определяющей
– от нее в первую очередь зависит качество
социологической информации.
Идеологическая и ценностно-ориентирующая
функции взаимосвязаны. Идеологическая функция
социологии выступает частным случаем
взаимосвязи науки и идеологии. Идеологии
отражают интересы различных слоев, социальных
групп, общностей. Важен и их побуждающий
аспект. Они влияют на иллюзии и надежды
людей, их установки и ценностные ориентации,
формы, способы и характер их деятельности.
В рамках социологии важен идеологический
плюрализм, чтобы социологи усиливали
научность проводимых исследований, стремясь
дать как можно более объективную картину
социальных процессов в обществе.
Практическая, социально-инженерная
функция связана с разработкой и внедрением
в социальную практику – на основе эмпирических
исследований – социальных технологий.
реализацией системы стандартных методов
и приемов, которые могли бы быть реализованы
в массовом, серийном масштабе.
Прогностическая функция социологии призвана сформировать у
людей ориентацию на перспективу.
Процесс реализации функций социологии
молодежи весьма противоречив. Показательно
соотношение исследовательской и прогностической
функций. В истории социологии молодежи
имеются своеобразные «провалы». Социальный
портрет молодежи того или иного периода
оказывался порой неадекватным. На основе
данных предшествующих достаточно серьезных
исследований оказалось невозможным предвидеть
резкие перемены в поведении молодежи,
в ее установках и ориентациях. Объяснительная
и прогностическая возможности социологии
молодежи оказывались нереализованными.
Наиболее заметно такие сбои выявились
в западной социологии на рубеже 1960-1970-х
гг., в социологии социалистических стран
– на рубеже 1980-1990-х гг.: всплеск молодежного
протеста, развитие контркультуры, альтернативных
стилей жизни, движения «неформалов» оказались
неожиданными для социологов и потому
– для общественного мнения.
Каковы же причины этих провалов? Характерна
оценка П. Бергером «молодежного протеста»
в Америке и Франции в конце 1960-х гг.: «Как
случилось, что самые привилегированные
люди в стране, а по существу и в мире, восстали
против своего общества? В чем причины?
Как социологи, мы не верим, что люди заразились
большими идеями. Все, наверно, проще. Но
теория не смогла дать ответ. Социологи
были обескуражены и находятся в таком
положении и сейчас, когда вспоминают
о тех событиях... Потерпели поражение
две теории: марксистская – с ее классовым
подходом, который уже давно перестал
работать, и буржуазная – с ее идеями стратификации,
где люди по мере роста их благополучия
занимают все более правые позиции. А в
нашем случае влево двинулись состоятельные
люди. Одним мешает идеология. Они хотят
видеть лес революционного пролетариата
за буржуазным кустарником. Другие грешат
тривиальностью. Они бродят среди кустарника,
исследуют различные социальные группы,
и не видят леса в целом».
Проще было бы списать «провалы» на недостаточный
профессионализм исследователей. Но с
этим нельзя согласиться: социология молодежи
была одной из продвинутых отраслей социологического
знания. Несомненный факт и наличие среди
социологов молодежи серьезных профессионалов.
Это заставляет осмыслить более глубинные
факторы указанных провалов. Наиболее
общая причина – методологическая ограниченность
традиционного обществознания (вне зависимости
от идеологических, мировоззренческих
позиций). Социологи следовали жесткому
детерминизму. В центре их внимания оказывались
причинно-следственные связи. Ведущим
методом прогноза выступала экстраполяция
(продление в будущее сегодняшних тенденций).
Но взрывы молодежного протеста относились
к вероятностным, флуктуационным (резко
отклоняющимся) изменениям. Их объяснение
возможно в рамках качественно иной –
синергетической – парадигмы социального
познания. Если исходить из нее, то молодежная
революция 1968 г. и активность молодых в
демократических движениях в СССР и в
Восточной Европе были флуктуациями, отклонениями,
моментами выбора нового пути. Анализ
событий, неожиданных с точки зрения предыдущего
развития, требует освоения синергетической
методологии.
Нужно иметь в виду и серьезные трудности
любого предвидения, прогнозирования,
тем более, когда речь идет о столь подвижном
явлении, как молодежь. Ведь даже исследования
предыдущих лет порой рисуют картину не
сегодняшней молодежи, а вчерашней, говорят
об ориентациях людей, уже выходящих из
молодежного возраста. Научное прогнозирование
может быть эффективным именно тогда,
когда оно обращается не к конкретным
событиям, а к долгосрочным, устойчивым
тенденциям. Между тем «неожиданные» явления
молодежного протеста и означали «прерыв
постепенности», переход от устойчивого,
стабильного развития к неустойчивому,
нестабильному. К тому же нужно учесть,
что отклонения в поведении молодежи в
период стабильности не выходили за «рамки
системы». Более того – эти отклонения
нередко становились основным объектом
социологии молодежи, когда – по справедливой
оценке немецкого социолога К. Хурельмана
– исследования молодежи в основном сводились
к «болевым точкам» поведения молодежи.
Соотнесение «девиантного» и «делинкветного»
поведения исключительно с молодежью
проявилось в зарубежной социологии даже
в появлении неологизма «delinquescent», объединивший
слова «преступник» и подросток». Поэтому
рисуемый социологами социальный портрет
молодежи, даже включавший черты отклоняющегося
поведения, был ориентиром для выводов
о необходимости совершенствования работы
с молодежью, преодоления этих внутрисистемных
отклонений. Примечательно совпадение
рекомендаций западных социологов в начале
1960-х гг. и отечественных –на заре перестройки.
И те, и другие говорили о необходимости
«улучшить», «усилить», «углубить», «повысить
эффективность системы социального контроля».
Серьезные различия в адресатах, в конкретных
социальных институтах, к которым обращены
были эти предложения, не отменяют сходства
подходов.
Сказываются и внутринаучные проблемы.
Чем более развивалась социология молодежи
в периоды относительной стабильности,
тем более точным, обоснованным казался
– в том числе и самим социологам – рисуемый
ими социальный портрет молодежи. При
всех различиях «в рисунках» западных
социологов в начале 1960-х гг. преобладали
черты сходства. Подтверждая выводы друг
друга, социологи тем самым убеждали себя
и других, что оснований для предположений
о грядущем взрыве нет.
Ряд исследователей (К. Аллерб, Р. Будон,
А.И. Ковалева, В.А. Луков и др.) соотносят
указанный разрыв с несовпадением установок
и методов теоретического и эмпирического
анализа. «Эмпирики», проводя многочисленные
конкретно-социологические исследования,
далеко не всегда поднимаются до теоретических
обобщений. Поэтому в интерпретации полученного
богатейшего фактического материала они
ограничиваются частными, ситуативными
выводами. У теоретиков проявляется другая
слабость – игнорирование эмпирических
данных. Они нередко оказываются в плену
собственных теоретических конструкций.
Добавим к этому и субъективные факторы.
Многие социологи молодежи или уже были
немолодыми, или успевали постареть за
годы исследований. Писать о молодежи
людям старшего возраста трудно. Довлеют
представления, навеянные воспоминаниями
о своей молодости. Не менее важно избегать
назидательности и морализаторства. И
тут важно и в исследовании, и в работе
с молодежью руководствоваться мнением
классика социологии М. Вебера в отношении
обучения в целом: «Настоящий учитель
остережется навязывать слушателю с кафедры
какую-либо позицию, будь то откровенно
или путем внушения»; ему следует стремиться
к тому, «чтобы слушатель был в состоянии
найти пункт, исходя из которого он мог
бы занять позицию в соответствии со своими
высшими идеалами». Продолжая мысль М.
Вебера, что «проповеди не место в аудитории»,
подчеркнем – и в исследовании проблем
молодежи.
Понятно, что на выводы и позиции социологов
(особенно – немолодых) вольно или не-вольно
накладывается отпечаток трудностей взаимопонимания
между людьми разных поколений. Любому
взрослому человеку чрезвычайно трудно
увидеть мир и проблемы молодых их глазами.
На характере проводимых социологами
молодежи исследований (от рабочих гипотез
– до интерпретации полученных результатов)
сказываются их социально-нравственные
позиции, отношение к молодежи. А такие
позиции и отношения могут быть разными.
И дело не только в идеологических, мировоззренческих
различиях, но именно в тональности –
как относиться к молодежи?
Есть три основных подхода к оценке молодежи
и ее места в обществе:
· критически – осуждающий , в рамках
которого молодежь называют «рассеянным»,
«равнодушным», «взрывающим», «потерянным»
и т.д. поколением. Расхожую формулу «не
та нынче пошла молодежь» трактуют при
этом однозначно: не та = хуже;
· прямо противоположный по своему
значению – восторженно-оптимистический.
Для него характерно мнение: не та = лучше;
· третий подход – объективистский
– предполагает учет и положительной
роли молодежи, и негативных тенденций,
которые реально существуют в молодежной
среде. Для него присуща позиция: не та
= другая.
Сказываются и определенные идеологические,
мировоззренческие пристрастия. Это, в
частности, помешало социологам из социалистических
стран увидеть в антисистемном протесте
западной молодежи конца 1960-х гг. более
общий феномен, направленный не против
капиталистической системы (что обычно
и подчеркивалось), а против мира взрослых
в целом, против индустриального общества.
Сегодня – в условиях идейного плюрализма
– нередки случаи обращения к социологии
молодежи не в научных, а в идеологических
целях. И задача социологии молодежи –
как отрасли социологической науки –
оставаться на позициях научного, объективного
анализ