Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:44, контрольная работа
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей
каждого конкретного
носителя данной роли. Поэтому общественные
отношения, хотя и являются по своей
сущности ролевыми, безличными отношениями,
в действительности, в своем конкретном
проявлении приобретают определенную
«личностную окраску». Хотя на некоторых
уровнях анализа, например в социологии
и политической экономии, можно абстрагироваться
от этой «личностной окраски», она существует
как реальность, и поэтому в специальных
областях знания, в частности в социальной
психологии, должна быть подробно исследована.
Оставаясь личностями в системе безличных
общественных отношений, люди неизбежно
вступают во взаимодействие, общение,
где их индивидуальные характеристики
неизбежно проявляются. Поэтому каждая
социальная роль не означает абсолютной
заданности шаблонов поведения, она всегда
оставляет некоторый «диапазон возможностей»
для своего исполнителя, что можно условно
назвать определенным «стилем исполнения
роли». Именно этот диапазон является
основой для построения внутри системы
безличных общественных отношений второго
ряда отношений — межличностных (или,
как их иногда называют, например, у Мясищева,
психологических).