Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:53, реферат
Цель: Исследовать семью как социальный институт и как малую группу.
Объект исследования является семья, предметом исследования является семья как малая группа и как социальный институт.
Задачи: 1. Дать определение понятию «социальный институт»
2. Рассмотреть семью как один из важнейших социальных институтов
3. Показать жизненный цикл семьи
4. Провести опрос и выяснить как человек в современном обществе относится к институту семьи и брака.
Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие социального института, его виды……………………….6
2. Семья как важнейший социальный институт……………………..8
1. Жизненный цикл семьи…………………………………………13
2. Семья как малая группа…………………………………………14
3. Кризис семьи и ее будущее…………………………………………16
4. Исследование отношения общества к институту семьи…………..20
Заключение………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………………….
ФУНКЦИИ
СЕМЬИ
Содержание жизнедеятельности семьи может
быть понято через описание основных функций,
на реализацию которых семья ориентирована.
В ряде функций, присущих семье на определенном
этапе ее исторического развития, обнаруживает
себя ее специфическое целевое назначение
как малой группы и социального института.
Выполнение этих функций обеспечивается
ролевым сотрудничеством всех членов
семьи, и прежде всего супругов.
Активность семейной системы, приводящая
к достижению соответствующего полезного
результата, является многоаспектной
и разнонаправленной. Брак нельзя свести
к сексу. Он предопределяет весь образ
жизни: труд, житейские радости, печали.
Совместимость или несовместимость партнеров
может быть должным образом оценена лишь
в рамках семьи как единой поведенческой
системы с доминирующими ценностями и
определенным организационным паттерном.
Помимо сексуально-эротической, имеют
значение другие функции семьи, связанные
с безопасностью, воспитанием детей, социальным
обучением, а также развитием каждого
из партнеров в отдельности и супружеской
пары в целом. Супружескую адаптацию следует
рассматривать в более общей системе взаимоотношений,
отражающих индивидуальные связи каждого
из партнеров с родительской семьей и
социальным окружением в целом.
В науке о семье пристальное внимание
уделяется анализу функций семьи.
Психологи чаще всего приписывают семье
следующие функции.
Семейный психотерапевт Д. Фримен
излагает свою точку зрения. Он считает,
что основными функциями, делегируемыми
членам семьи ее социальным окружением,
являются:
Позиции специалистов по этому вопросу
хорошо согласуются, имеющиеся различия
касаются степени детализации сфер жизнедеятельности
семьи. Например, сексуально-эротическая
функция отделяется от репродуктивной
ввиду самостоятельной ценности человеческой
сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном
развитии индивида, а также автономизации
сексуального и прокреативного поведения.
В целом, обеспечение благоприятного психологического
климата, коммуникации чувств, взаимной
моральной и эмоциональной поддержки,
понимания и принятия членами семьи друг
друга часто называют психотерапевтической
функцией семьи. Функция организации досуга,
по всей видимости, является составной
частью рекреативной функции. В свою очередь,
рекреативная функция понимаемая как
восстановление эмоционально-энергетических
ресурсов благодаря комфортности семейного
общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической,
и с коммуникативной. Функция постоянства
общения, с одной стороны, имеет непосредственное
отношение к коммуникативным аспектам
семейной жизни; с другой стороны, она
отражает особую потребность членов семьи
воспроизводить ситуации общения, придавать
определенный ритм внутрисемейному взаимодействию.
Правомерность выделения функции духовного
совершенствования подвергается сомнению.
Литовский семейный психолог Г. Навайтис
прямо говорит о том, что существует достаточно
много стабильных семей, не отличающихся
ни условиями для самореализации их членов,
ни высоким уровнем их духовности.
Сообразуясь с частотой упоминания в литературе,
отдельно остановимся на функции безопасности,
фелицитологической и гедонистической
функциях семьи. Функция безопасности
подразумевает охрану биологического
и социального бытия членов семьи, защиту
от физических и психологических опасностей,
исходящих от окружающего мира. В ней выражается
заинтересованность людей в долговременном
выживании, стабильности и уверенности
в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному
распорядку, регулируется нормами и правилами,
что позволяет застраховать ее от неприятных
событий. А. Маслоу рассматривал родительские
ссоры, случаи физического оскорбления,
разлуку, развод и смерть в семье в качестве
моментов, особенно вредных для благополучия
ребенка. Эти факторы делают его окружение
нестабильным, непредсказуемым и, следовательно,
ненадежным.
Подобно тому, как двухлетний малыш прячется
за маму или папу от взглядов незнакомцев,
человек любого возраста в-минуту опасности
предпочитает быть рядом с близкими. В
семье мы ощущаем ценность своей жизни
и черпаем силы, чтобы справиться со страхом,
болью, болезнью. Поведение в чрезвычайных
обстоятельствах (таких, как войны, землетрясения,
наводнения и т. п.) подтверждает готовность
людей к самопожертвованию ради своих
родных и близких. Шансы выжить многократно
возрастают, если о нас кто-то заботится.
Функция безопасности проявляется и в
том, что семья внутренне противится изменениям
и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности
своего существования.
Фелицитологическая функция воплощает
в себе мечты и надежды каждого человека
на обретение семейного счастья. В понятие
«счастливая семья» люди вкладывают разное
содержание: для одних это общность взглядов
и взаимопонимание, для других — материальный
достаток, для третьих — таланты и школьные
успехи детей. Символами семейного счастья
могут быть и отдельная квартира, и совместные
путешествия по живописным местам, и день
рождения ребенка, и радость встречи даже
после недолгой разлуки. Столь разнообразные
взгляды объединены общим представлением
о том, что счастье как состояние полного
высшего удовлетворения чаще всего переживается
в кругу семьи. В семье исполняются наши
стремления и желания, компенсируются
обиды, нанесенные окружением, поощряются
наши способности и достижения. Члены
семьи сопереживают удачам и радостям
друг друга. Чувство удовлетворения субъект
испытывает и тогда, когда удается сделать
что-либо хорошее для своих любимых.
Семейное счастье — продукт коллективного
творчества. В семье как системе невозможно,
чтобы кто-то был счастлив или несчастлив
изолированно; переживания одного человека
так или иначе затрагивают других. Поэтому
так ценится проявление эмпатии и действенный
характер любви: от совместных усилий
зависит желательный исход дела.
В идеале семья выполняет и гедонистическую
функцию. Само название этой функции указывает
на то, что она связана с удовлетворением
потребности в физическом и психическом
комфорте. Находясь в родном доме, среди
дорогих сердцу людей, человек достигает
спокойного и радостного состояния души.
Всем хорошо знакомо чувство наслаждения
вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной
обстановкой во время семейных праздников,
да и просто совместных обедов. Семейное
общение изобилует приятными ощущениями,
фантазиями, размышлениями. Взрослые получают
удовольствие оттого, что проводят время
вместе с детьми. Прогулки, игры, аттракционы,
спортивные состязания, цирковые и театральные
представления... Список забав и развлечений
может быть огромным. Купаться и нежиться
на солнышке, поедать сладости, барахтаться
в сугробе, кататься с горки и даже пропалывать
грядку гораздо веселее всем миром, чем
в одиночку, «В семье и лень сладкая». Не
потому ли любит вся семья часами сидеть
у телевизора?!
У людей, выросших в неблагополучных семьях,
есть трудности в умении веселиться, расслабляться.
Сама мысль о радостях жизни может показаться
им непозволительной. Между тем способность
быть раскованным, отходить от обыденности,
принимать участие в игре, проявлять остроумие
и чувство юмора — все это характеристики
здоровой личности.
Любая функция семьи по-разному проявляется
но уровне индивида и общества. Учитывая
эту важную особенность, можно достичь
большей полноты и точности анализа семейных
функций. Убедительный тому пример — классификация,
предложенная М.С Мацковским (см. табл.
1).
Таблица 1
Анализ семейных функций
|
В психологии семьи понятие «функция»
используется практически во всех своих
значениях:
Г. Навайтис подчеркивает, что часть
функций семьи основывается на личностном
общении, взаимодействии конкретных людей.
Удовлетворение соответствующих потребностей
зависит от личностей членов семьи.
Действительно, мы чувствуем себя счастливыми,
любимыми или защищенными благодаря людям,
составляющим нашу семью.
Семья, в отличие от других малых групп,
способна удовлетворить потребности в
их комплексе, в их органичной целостности.
Собственно, ради этого люди и объединяются
в семейный союз. Отсюда и возникает чувство
незаменимости семьи, а при ее распаде
— сожаление и горечь утраты.
В силу своей полифункциональности семья
объединяет индивидуальные, групповые
и общественные интересы. Например, глубоко
личное чувство взаимной любви и влечение
мужчины и женщины друг к другу дают начало
новой жизни. Появление на свет ребенка
означает продолжение рода, связь поколений.
Одновременно рождением детей семья обеспечивает
воспроизводство населения. Во многом
благодаря семейному воспитанию ребенок
достигает социальной и психологической
зрелости.
В любой семье достижение каждым индивидом
необходимого или желательного целевого
состояния не происходит бесконфликтно.
Серьезные проблемы возникают в нескольких
случаях: 1) какие-либо центральные потребности
одного или нескольких членов семьи не
удовлетворяются; 2) не согласуются основные
потребности разных членов семьи; 3) способы
удовлетворения потребностей взаимоисключаются
или не устраивают кого-либо из членов
семьи; 4) потребности одного из членов
семьи представляются остальным чрезмерными.
Тогда в течение некоторого времени какие-либо
члены семьи будут существовать за счет
других или же семья может распасться.
Каждый аспект семейной жизни обладает
определенной значимостью для того или
иного члена семьи. Однако какие-либо функции
семьи выходят на первый план, становятся
приоритетными. Эти установки формируются
в родительской семье и регулируют поведение
партнеров уже в период, предшествующий
заключению брака. В общей мотивации супружеского
союза можно выделить четыре ведущих побудителя:
хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический,
семейно-родительский и интимно-личный.
Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые,
тоже оказывают влияние на принятие решения
о браке, но в качестве главенствующих
побуждений часто выступают перечисленные.
Мужчина и женщина могут воспринимать
свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой
союз, считая, что главное в семье — хорошо
налаженный быт, грамотное домоводство
и крепкое хозяйство. Образное выражение
этой установки — «Дом — полная чаша».
Предпринимаются все меры для сохранения
здоровья и работоспособности членов
семьи.
Супружество может иметь смысл нравственно-психологического
союза: в партнере видится прежде всего
друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий
наши взгляды и убеждения. Между членами
семьи царит взаимопонимание и уважение,
личность каждого оценивается по достоинству,
независимо от того, взрослый это или ребенок.
Ориентация на брак как на семейно-родительский,
педагогический союз исходит из того,
что главная функция семьи есть рождение
и воспитание детей. Для таких родителей
характерна позиция детоцентризма, т.е.
повышенной материальной и духовной заботы
о детях. Пристальное внимание уделяется
нуждам и интересам ребенка, изыскиваются
средства для его разностороннего развития.
Супруги могут расценивать свой союз как
интимно-личный, стремясь обрести желанного
и любимого партнера. В такой семье большое
значение придается взаимным симпатиям,
любви, верности и постоянству привязанностей.
В зависимости от того, какая функция признается
ведущей, оформляется и семейный уклад.
Уклад — это установившийся порядок, сложившееся
устройство семейной жизни, по которому
судят о своеобразии конкретной семьи.
Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического,
родительского, интимно-личного укладов,
можно назвать еще несколько вариантов.
Встречаются семьи, ориентированные на
организацию досуга. Общие интересы, хобби,
способы времяпрепровождения объединяют
членов семьи. Здесь важен полноценный,
насыщенный впечатлениями отдых, а не
регулярность приемов пищи или чистота
в квартире. Типичный пример — семьи заядлых
туристов, чьи дети с малых лет приобщаются
к девственной природе. Семья может развиваться
и как психотерапевтический союз. В такой
семье главными задачами будут эмоциональная
поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание.
Это семья — своеобразная психологическая
отдушина и обитель доверия.
Муж и жена могут происходить из семей
с различными укладами. В добрачный период
можно узнать, каковы представления партнера
относительно первостепенных целей семейного
союза. В первые два-три года совместной
жизни отдается Предпочтение какому-либо
укладу: чаша весов склоняется в чью-то
сторону или молодожены выбирают свой
собственный путь. Можно выработать компромиссные
варианты, чтобы каждый из супругов согласился
с выбором. На основе избранного уклада
предъявляются требования к партнеру.
Различия в иерархии семейных ценностей
приводят к конфликтам. Разногласия могут
обостряться в переломные, кризисные периоды
существования семьи, когда ведущие мотивы
вступают в противоборство. В этом случае
супругам необходимо достичь договоренности,
прийти к единому мнению.
С течением времени функции семьи изменяются,
что особенно ярко продемонстрировал
XX в. Если в прошлом приоритетом обладали
совместное ведение хозяйства и продолжение
рода, то сегодня на первом месте оказывается
уже не экономическая и даже не биологическая,
а социально-психологическая функция.
В былые времена от качества выполнения
хозяйственно-экономических задач зависело
физическое выживание членов семьи. Благодаря
промышленной революции, развитию технологий
и системы социальной защиты значимость
этой функции постепенно утрачивается.
Что касается российских семей, то экономическая
сторона их жизнедеятельности подверглась
существенным преобразованиям. При переходе
к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая
единица изыскивает альтернативы для
своего выживания, будь то фермерское
хозяйство или труд на приусадебном участке.
Семейный бизнес, в котором задействовано
большинство родственников, далеко не
редкость.
Динамика семейных функций проявляется
в том, что происходит перераспределение
компетенции удовлетворения тех или иных
потребностей между семьей и обществом.
Бурно и экспансивно развивается сфера
бытовых и оздоровительных услуг, создаются
новые, все более совершенные приборы
и средства, облегчающие домашний труд.
Открываются предприятия общественного
питания. Индустрия развлечений предлагает
семье разные варианты использования
свободного времени. Функция воспитания
детей частично передается детским образовательным
учреждениям, для которых готовятся квалифицированные
педагогические кадры.
Мотивы самореализации в области выбранной
профессии и работы конкурируют со стремлением
посвятить себя семейной жизни. Вследствие
профессиональной повсеместной занятости
усложняется система межличностных коммуникаций.
Индивид получает возможность, кроме семьи,
принадлежать к различным малым группам.
Для современного человека открыты двери
многих объединений: клубов по интересам,
религиозных общин, благотворительных
организаций и т. п. Новейшие информационные
технологии создают «мир без границ».
Кроме того, субъект может проявить инициативу
в формировании круга своих друзей. Дружеские
привязанности наполняются эмоциональной
теплотой, самораскрытием, пониманием,
признанием, увлеченностью идеями и делами.
По глубине эмоционального контакта дружеские
отношения сопоставимы с семейными.
Общая тенденция развития функций семьи
может быть сформулирована следующим
образом. По мере того как некоторые старые
социально-экономические функции семьи
отмирают или приобретают подчиненное
значение, все большая ценность придается
психологической близости, интимности
между членами семьи, особенно супругами.
Это повышает автономию и значимость каждого
отдельного члена семьи и идет параллельно
повышению индивидуальной избирательности
брака.
Функция социализации по-прежнему сохраняет
свое исключительное значение. Семья создает
для ребенка определенные модели социального
поведения. Оценивая то, что происходит
в обществе, ребенок опирается, прежде
всего, на опыт своего общения с близкими
родственниками. В дальнейшем он будет
организовывать свое взаимодействие с
другими людьми, в значительной степени
используя модели семейных коммуникаций.
Первичная социализация детей в семье,
особенно в сфере интимности и доверительности
детско-родительских отношений, не имеет
аналогов в других типах неформальных
групп. Если бы даже система образования
была совершенной, она не в состоянии обеспечить
ребенка той особой родительской заботой
и любовью, которые присутствуют в семье.
В связи с информатизацией общества серьезные
изменения претерпевает репродуктивная
функция семьи. Дело в том, что информационное
производство предъявляет высокие требования
к таким характеристикам работника, как
интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность,
восприимчивость к новому и т. д. Качество
подготовки ребенка к жизни и труду в информационном
обществе во многом зависит от усилий
родителей. Поэтому усиливается тенденция
сознательного ограничения рождаемости.
Имеются и противоположные прогнозы: задачу
подготовки высокообразованного и квалифицированного
работника полностью возьмут на себя другие
социальные институты.
Возрастает удельный вес персоналитарной
функции. В семье создаются условия для
развития творческого потенциала детей
и взрослых. Особой ценностью признаются
права и свободы личности.
История каждой отдельной семьи также
доказывает, что цели ее существования
не остаются неизменными.
Во-первых, со временем трансформируются
потребности членов семьи. Например, у
супругов пожилого возраста наблюдается
снижение половой активности и ослабление
интереса к сексуальной сфере, сочетающееся
с постепенным регрессом либидо до уровня
эротической, а затем и платонической
стадий.
Во-вторых, семья развивается поэтапно,
и в каждый момент жизненного цикла семьи
какая-либо ее функция выходит на передний
план. Задача молодоженов — осуществить
дифференциацию от родительской семьи.
С появлением малыша им предстоит осваивать
родительские роли, содержание которых
будет меняться по мере взросления ребенка.
Для любого человека, входящего в состав
семьи, она обладает функциональной ценностью.
Психологи обращают внимание и на другой
аспект. Каждый член семьи занимает в ней
определенную «экологическую» нишу, то
есть выполняет необходимые для поддержания
баланса системы функции. Говорят о функциональной
ценности отдельного члена семьи. Потенциальная
конфликтность семьи может быть связана
с нарушениями этого параметра. Рассогласования
возникают в ряде случаев:
Люди весьма активны в восприятии
и осмыслении своей семейной ситуации.
Их интерпретации, как правило, отличаются
друг от друга. Если вести речь о семейной
ситуации развития ребенка, то она не тождественна
той, которую воспринимают и обрисовывают
взрослые. Взаимопонимание достигается
благодаря доверительности отношений
и ведению повседневного диалога. Родителям
необходимо научиться прогнозировать
последствия своих воздействий на ребенка.
К сожалению, есть семьи, не выполняющие
своего предназначения. В них люди движимы
взаимным раздражением, стремлением подавить
партнера, холодностью или отчужденностью.
Используется понятие «дефункционализация
семьи». Дефункционализация наиболее
заметно выражается в снижении роли, которую
дом играет в семейной жизни. Дом лишается
своей функции места работы, взаимодействия
и отдыха, члены семьи появляются в нем
только для еды и сна. Теряется смысл совместного
существования. Однако взгляд на семью
только с точки зрения ее недостатков
был бы односторонним. Семья обладает
способностью к восстановлению и помощи
самой себе.
Основы психологии семьи и семейного консультирования:
/ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Краткое описание
Цель: Исследовать
семью как социальный институт и
как малую группу.
Объект исследования является семья, предметом
исследования является семья как малая
группа и как социальный институт.
Задачи: 1. Дать определение понятию «социальный
институт»
2. Рассмотреть семью как один из важнейших
социальных институтов
3. Показать жизненный цикл семьи
4. Провести опрос и выяснить как человек
в современном обществе относится к институту
семьи и брака.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социального института, его
виды……………………….6
2. Семья как важнейший социальный институт……………………..8
1. Жизненный цикл семьи…………………………………………13
2. Семья как малая группа…………………………………………14
3. Кризис семьи и ее будущее…………………………………………16
4. Исследование отношения общества к институту
семьи…………..20
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….