Функции психосоциальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Психосоциальная работа — направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.

Работа содержит 1 файл

функции психосоциальной работы.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

     Здесь можно выделить три направления  психосоциальной работы:

     а) социальная служба;

     б) психосоциальная работа:

     - общественно направленное воздействие;

     - индивидуально направленное воздействие.

     в) лечение (воздействие):

     - психосоциальное воздействие;

     - психотерапия.

     Примером  социальной службы является посредничество различного вида:

     - выплаты социальных пособий; 

     - предоставление информации о  том, где можно найти работу, получить образование и жилье; 

     - помощь в списании долгов;

     - как добиться льгот в очереди  на детский сад или на место  в больнице.

     Психосоциальная работа имеет место в большинстве  направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские  ясли, школы, система социальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия. психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.

     Психосоциальная работа включает в себя две различные  формы:

     1) общественно направленное воздействие  или профилактическая психосоциальная  работа, как она иначе именуется,  заключается в просветительской  деятельности или передаче знаний  различным группам. Примером этой  работы могут служить информация  и курсы в школе об алкоголе  и половых отношениях, примером  ее объекта - группа для родителей  в детском здравоохранении;

     2) другая форма психосоциальной  работы применяется во время  контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально  направленном воздействии. 

     Работа  по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально  направленной. Проблемы проявляются  здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более  сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о  начале совместного процесса решения  проблемы.

     В заключении можно сказать, что работа психолога при взаимодействии с  кризисным клиентом (личностью или  группой), должна опираться на следующие  базовые принципы: личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный  смысл, они являются следствиями  причин не только личной истории клиента, но и интерперсональных и трансперсональных  уровней, причем причина и следствие  образуют некоторую целостность  – целостность психической реальности; человеческая психика имеет уникальные возможности к самоисцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности  и гармоничности и выходу из кризисных  состояний; человек может самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать  интеграции, не передавая это основное право своей жизни другому  человеку: психотерапевту, психологу, священнику – человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества; человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования; личность уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не Я»; необходимо осознание клиентом ответственности за целостность своей личности и приобретение интегративных навыков, что может свидетельствовать о его переходе на новый этап – этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих не только пережить кризисную ситуацию, но и использовать кризисный опыт для самореализации; кризис является единственным условием для мощной и быстрой трансформации – возрождения личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции психосоциальной  работы.

   Итак, рассмотрим функции психосоциальной работы: 

     Диагностическая функция -  постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых  условий жизни детей, семьи, социального  окружения; выявление позитивных и  негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка. В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его  проблемы; помощь направлена на улучшение  социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение. 

     Консультационная  функция - консультирование  можно  рассматривать  как  особый  вид  отношений  помощи,  как некий  репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.  

        Как  отмечает  Р.  Кочюнас,  имеется  много  определений   консультирования,  и все они  включают несколько основных  положений: консультирование        помогает     человеку     выбирать     и   действовать     по  собственному усмотрению, консультирование  помогает обучаться новому поведению,  консультирование способствует  развитию личности, в    консультировании        акцентируется      ответственность       клиента,     т.е.   признается, что независимый, ответственный  индивид способен в соответствующих   обстоятельствах  принимать   самостоятельные  решения,  а   консультант  создает  условия,  которые поощряют волевое поведение  клиента.  Сердцевиной          консультирования          является        "консультативное   взаимодействие"   между   клиентом   и   консультантом,   основанное   на   философии  "клиент-центрированной" терапии. 

        Психологическое        консультирование       определяется     как   «непосредственная  работа   с   людьми,   направленная   на   решение   различного   рода   психологических  проблем,  связанных  с  трудностями   в  межличностных  отношениях,  где  основным  средством     воздействия     является    определенным        образом    построенная      беседа».   

     Посредническая  функция - функция социального работника  как посредника заключается в  том, чтобы объяснять и представлять интересы одной стороны другой стороне, а также создавать условия, при  которых клиент социальной работы в  максимальной мере может сам изменять свою ситуацию, быть полноценным участником собственной жизненной ситуации. 

   Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический  контакт; второй уровень предусматривает  передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых  результатов).

   Регуляционно-коммуникативная функция - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

   При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие  феномены, как имитация, внушение и  др.

   Следующая функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу  человека, в которой выявляется отношение  индивида к окружающей среде, в том  числе и социальное.

   Л. Карпенко выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом  процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

-    контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

- информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

-   побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

-   координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

- функцию  понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.)

В образовании  сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку психосоциального единства в группах и связана с коммуникативной  деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Суть  психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы  понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений  его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний  мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.

     Цель  психосоциального подхода заключается  в поддержании равновесия между  внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными отношениями, влияющими на процесс и качество жизнедеятельности.

     В широком смысле психосоциальная  работа понимается как направление  социальной работы, основная цель которой  — оказание первичной психологической  помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной  жизненной ситуации, как организация  комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

     В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста  по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для  преодоления трудностей в жизненной  ситуации.

     Таким образом, основная цель психосоциальной  работы — это оказание первичной  психологической помощи населению, поиск и оптимизация совпадающих  ресурсов.

     В функциональные обязанности специалиста  входят такие формы работы, как  ведение групп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту  в критических, напряженных и  психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и  личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

     Таким образом, объект психосоциальной работы — часть населения, которая в  данный момент времени находится  в трудной жизненной ситуации.

В науке  выделяют критические и напряженные  ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат и потерь: постоянного  места жительства вследствие военных  и межнациональных конфликтов, техногенных  и стихийных бедствий; потери работы.

     К субъектам психосоциальной работы относят людей с ограниченными  возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т. е. людей, находящихся  в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней.

Информация о работе Функции психосоциальной работы