Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, контрольная работа
Психосоциальная работа — направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.
Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:
а) социальная служба;
б) психосоциальная работа:
-
общественно направленное
-
индивидуально направленное
в) лечение (воздействие):
- психосоциальное воздействие;
- психотерапия.
Примером социальной службы является посредничество различного вида:
- выплаты социальных пособий;
- предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
- помощь в списании долгов;
- как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, система социальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия. психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.
Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:
1)
общественно направленное
2)
другая форма психосоциальной
работы применяется во время
контактов с отдельными лицами,
т.е. речь идет об
Работа
по оказанию психосоциальной помощи
является в высшей степени индивидуально
направленной. Проблемы проявляются
здесь социально и/или
В
заключении можно сказать, что работа
психолога при взаимодействии с
кризисным клиентом (личностью или
группой), должна опираться на следующие
базовые принципы: личностная проблема,
дисбаланс всегда имеют глубинный
смысл, они являются следствиями
причин не только личной истории клиента,
но и интерперсональных и
Итак,
рассмотрим функции психосоциальной работы:
Диагностическая
функция - постановка «социального
диагноза», обеспечивается за счет изучения
личностных особенностей и социально-бытовых
условий жизни детей, семьи, социального
окружения; выявление позитивных и
негативных влияний и различного
рода проблем, возникающих в ходе
воспитания ребенка. В основе диагностического
подхода лежат два
Консультационная
функция - консультирование можно
рассматривать как особый вид
отношений помощи, как некий
репертуар возможных
Как отмечает Р. Кочюнас,
имеется много определений
консультирования, и все они
включают несколько основных
положений: консультирование
Психологическое
консультирование
определяется как
«непосредственная работа
с людьми, направленная
на решение различного
рода психологических проблем,
связанных с трудностями
в межличностных отношениях,
где основным средством
воздействия является
определенным образом
построенная беседа».
Посредническая
функция - функция социального работника
как посредника заключается в
том, чтобы объяснять и представлять
интересы одной стороны другой стороне,
а также создавать условия, при
которых клиент социальной работы в
максимальной мере может сам изменять
свою ситуацию, быть полноценным участником
собственной жизненной
Информационно-
Регуляционно-
При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
Следующая
функция - аффективно-коммуникативная
- характеризует эмоциональную
Л. Карпенко выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
- контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
- информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
- побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
- координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
- функцию понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.)
В образовании
сообщества заключается еще одна
функция общения, которая направлена
на поддержку психосоциального единства
в группах и связана с
Заключение
Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.
Цель
психосоциального подхода заключается
в поддержании равновесия между
внутренней психической жизнью субъекта
и его межсистемными
В
широком смысле психосоциальная
работа понимается как направление
социальной работы, основная цель которой
— оказание первичной психологической
помощи, социальной поддержки и содействия
людям, находящимся в трудной
жизненной ситуации, как организация
комплекса условий для
В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.
Таким
образом, основная цель психосоциальной
работы — это оказание первичной
психологической помощи населению,
поиск и оптимизация
В
функциональные обязанности специалиста
входят такие формы работы, как
ведение групп и
Таким образом, объект психосоциальной работы — часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации.
В науке выделяют критические и напряженные ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат и потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных конфликтов, техногенных и стихийных бедствий; потери работы.
К
субъектам психосоциальной