Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:41, реферат
Проблема процессов изменения роли семьи в современных условиях всестороннего реформирования российского общества, становления демократического, правового государства не только чрезвычайно актуальна, но и отличается определенной сложностью, как в теоретическом, так и практическом отношениях.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Основные понятия темы. Подходы к понятиям………………………...........4
2. Функции и роль семьи в современном обществе…………………………...10
Заключение………………………………………………………………….……15
Литература……………………………………………………………………….16
Таким образом, выделяемые Э. И. Сокольниковой функции направлены на воспитание членов семьи, формирование морально-нравственных ценностей семьи и обеспечение духовного и культурного развития каждого члена семьи.
∑Н. И. Семечкин считает, что существует только три основных функции семьи:
1. Социальная функция – рождение детей, семейное воспитание, привитие нравственных ценностей;
2. Защитная функция – защита
от воздействия
3. Экономическая функция –
∑О. М. Здравомыслова считает, что современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся
в удовлетворении материальных потребностей
членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении
их здоровья. В ходе выполнения семьей
этой функции обеспечивается восстановление
затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая — функция,
обеспечивающая удовлетворение физиологических
потребностей супругов.
3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении
индивидуальных потребностей в отцовстве
и материнстве; в контактах с детьми и
их воспитании; в том, что родители могут
«реализоваться» в детях.
5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении
потребностей в уважении, признании, взаимной
поддержке, психологической защите. Данная
функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию
членов общества, содействует сохранению
их психического здоровья.
6. Духовного общения — состоящая во
взаимном духовном обогащении.12
Иными словами, выделенные выше функции
обеспечивают удовлетворение важных жизненных
потребностей: материальных, физиологических,
индивидуальных и других. Простыми словами,
потребности в пище, рождении детей, в
уважении, признании, выполнении социальных
норм и самореализации.
∑Л. Б. Шнейдер считает, что основными функциями семьи являются:
1. Репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
2. Регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;
3. Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
4. Рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
5. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.13 Таким образом, Л. Б. Шнейдер выделяет функции, которые направлены на удовлетворение как материальных, так и моральных потребностей человека.
∑С. В. Дармодехин выделяет основные роли семьи:
1. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по воспитанию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
2. Репродуктивная - включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.
3. Хозяйственно-потребительская - охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда
4. Восстановительная - состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.14 Таким образом, семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества. Это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря, семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.
Поводя итоги,
можно сказать, что человек приобретает
ценность для общества только
тогда, когда становится личностью,
и становление ее требует
целенаправленного, систематичного воздействия.
Именно семья с ее постоянным
и естественным характером воздействия
призвана формировать черты
характера, убеждения взгляды и мировоззрение
ребенка. Поэтому выделение
воспитательной функции семьи как
основной имеет общественный смысл. Для
каждого человека семья выполняет
эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых
и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности
человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие,
сопереживание, поддержка - все
это позволяет человеку быть более стойким
к условиям современной неспокойной
жизни. Иными словами, общество не могло
бы состоять из отдельных, живущих сами
по себе людей. Нужен институт, который
смог бы реализовать потенциал к развитию
общества, этим институтом и стала семья.
Заключение
Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, так как слабо у вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В результате опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.
Роли семьи в современном обществе тесно связаны с функциями. Они направлены на социализацию личности, формирование таких личностных качеств как ответственность, заботливость, сопереживание, удовлетворение моральных и материальных потребностей, воспитание новых членов общества и становление представителей новых поколений как личностей, формирование морально-нравственных ценностей членов семей, культурное и духовное развитие личности.
Семья имеет важное значение для государства и общества в целом, так как является источником его внутреннего развития.
Литература
1 Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании // Концептуальные основы социальной психологии. -1995. – С. 405.
2 Дружинин В. Н. Психология семьи. - М, 1996.- С.46.
3 Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. - М., 2000. - С. 48.
4 Добрович И. А. Семейная политика. – 1999. – С. 56.
5 Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. - 2003. – С. 95.
6 Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие. -1998. - С. 36.
7 Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации. -2001. - С. 100.
8 Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - 1998. – С. 291.
9 Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее революция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. - 2001. - С. 32.
10 Сокольникова Э. И. Семья как царство любви и добра. - М., 2000. – 45 с.
11 Семечкин Н. И. Социальная психология. - 2004. - С. 121.
12 Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М., 2003. – С. 67.
13 Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений. — М., 2000. — С. 132-133.
14 Дармодехин С. В. Семья и государство. - 2000. – С. 35.
Информация о работе Функции и роль семьи в современном российском обществе