Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:23, контрольная работа
Целью контрольной работы является разработка практических рекомендаций специалистам управления социальной защиты населения по оптимизации работы с многодетной семьей.
Задачи:
1.рассмотреть проблемы многодетных семей на современном этапе;
2.изучить методики работы специалиста управления социальной защиты населения с многодетной семьей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..4
МЕТОДИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………………………………………………………10
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1 | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |
только мать и отец | 4 | |
мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
одна мать, один отец | 2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2 | Санитарно-жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
квартира с родителями супруга(и) | 4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
3 | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
денег
в основном хватает, но для покупки
товаров длительного |
4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
денег до зарплаты не хватает | 1 | |
4 | Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | 4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | 3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | 2 | |
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
5 | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке" | 4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | 3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | 2 | |
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
6 | Ценность детей в семье | |
дети - главная ценность в семье | 5 | |
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством | 4 | |
дети
дополняют супружеские |
3 | |
дети - элемент социального статуса: "как у всех" | 2 | |
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства | 1 | |
7 | Отношения семьи со школой | |
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | 5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | 4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | 3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | 2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) | 1 |
Инструкция
по определению обобщенного
Практические рекомендации для социального работника по работе с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. Работа с детьми, имеющими девиантное поведение начинается с работы с семьей этого ребенка. Нам представляется важным проанализировать методы работы социального педагога при работе с детьми, имеющими девиантное поведение с целью выявления положительных сторон и недостатков. Опытный социальный работник умеет "видеть" в каждой неблагополучной семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного позже. Интуиция грамотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества. Известный метод сбора информации о семье - формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно. И здесь на помощь социальному работнику приходит интуиция. Третий метод работы социальных работников можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так и индивидуально. Такие социальные работники готовы в любой момент взять на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного подростка. Ещё один метод, используемый социальными работниками в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка. Использование различных упражнений с девиантными детьми будет способствовать повышению самооценки и развитию социальных навыков общения у дезадаптивных детей и подростков, что является важным направлением в педагогической корректирующей работе с данной категорией детей.
Таковы разработанные практические рекомендации для специалиста управления социальной защиты населения в реализации технологий работы с многодетными семьями. На мой взгляд, применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы социального работника в условиях отделения социальной защиты населения. Таким образом, работа социального работника с многодетной семьей является комплексной; большое значение имеет не только предоставление адресной социальной помощи, но и профилактические меры, направленные на предупреждение трудностей, что в свою очередь повышает эффективность работы социального работника с многодетной семьей.
Социальная работа - это не только профессия, но и призвание человека. На практике мы неоднократно убеждались в том, что разные люди по-разному определяют и решают социальные проблемы. Это во многом зависит от уровня профессионализма, системы повышения квалификации, а также нравственных качеств специалиста.
В России до настоящего времени не сформировалось достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в которой основным субъектом выступают профессиональные социальные работники. Пока им чрезвычайно трудно выполнять свое предназначение, используя свои профессиональные навыки и умения, реализовать истинные цели социальной работы: помочь человеку в трудной жизненной ситуации стать социально самодостаточным, социально развитым и социально активным членом общества, способствующим устойчивому социальному развитию человеческого сообщества.
Одной из важных проблем в подготовки специалистов по социальной работе в России является интеграция теории и практики. В данном направлении необходимо:
- внедрение практикумов как формы занятия
- проведение исследований и полевого образования
Практическая реализация данных положений, по-моему мнению, позволит изменить систему подготовки специалистов по социальной работе в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социальной защиты населения, что отразится на тех категориях граждан, которые нуждаются в ней.
1.Бергер, В. Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе / В. Бергер // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 3. - с. 93-100.
2.Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / Валерий Николаевич Гуров. - М.: Педагогич. общ-во России, 2005. - 320 с.
3.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна Лодкина. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 192 с.
4.Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе / Д. Попеное // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 3. - с. 101-106.
5.Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 2. - с. 30-33. 6. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Украинец. - Минск: ТетраСистемс, 2005. - 288 с. 7. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1999. - 118 с. 8. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Михаил Васильевич Фирсов, Елена Геннадьевна Студенова. - М.: Владос, 2004. - 320 с.
9.Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие / Евдокия Ивановна Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 212 с.
10.Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Татьяна Ивановна Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
Информация о работе Формы подготовки социального работника в России