Формы и виды социальных услуг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:05, реферат

Описание работы

В теории социальной работы под " социальными услугами понимается совокупность разнообразных видов и форм социальной поддержки, защиты и помощи населению, входящие в сферу профессиональной социальной работы и осуществляемые государственными и общественными организациями".

Содержание

Введение
1 Основные виды социальных услуг
2 Социальное обслуживание и социальные услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов
3 Социальное обслуживание и социальные услуги для детей
4 Платные и бесплатные социальные услуги
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации№1.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

6.3 Помощь в оформлении  документов.

6.4 Оказание помощи в  вопросах, связанных с пенсионным  обеспечением.

6.5 Оказание юридической  помощи и содействие в получении  установленных законодательством  льгот и преимуществ, социальных  выплат.

6.6 Обеспечение представительствования  в суде для защиты прав и  интересов.

6.7 Содействие в получении  бесплатной помощи адвоката в  порядке, установленном законодательством.

6.8 Содействие в сохранении  занимаемых ранее по договору  найма или аренды жилых помещений  в домах государственного, муниципального  и общественного жилищных фондов  в течение шести месяцев с  момента поступления в стационарное  учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении  жилым помещением в случае  отказа от услуг стационарного  учреждения социального обслуживания  по истечении указанного срока,  если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

Социальные услуги предоставляют  клиентам социальной службы:

- в стационарных учреждениях  (стационарных отделениях учреждений);

- в полустационарных  учреждениях (отделениях дневного  и ночного пребывания учреждений);

- в нестационарных учреждениях  (нестационарных отделениях учреждений);

- на дому;

- в комплексных учреждениях  (отделениях комплексного характера  учреждений);

- в иных учреждениях,  в том числе граждане, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  в области социального обслуживания  населения без образования юридического  лица.

Социальные услуги предоставляют  клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства  Российской Федерации, указанными в  предисловии, в следующих формах[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНОЕОБСЛУЖИВАНИЕИСОЦИАЛЬНЫЕУСЛУГИ ДЛЯ ГРАЖДАНПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

 

Источники института социального  обслуживания: федеральный закон  от 10 декабря 1995 года "Об основах  социального обслуживания населения  в РФ", федеральный закон от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Специальный закон был принят раньше частного.

В законе также перечислены  формы социального обслуживания:

1. Материальная помощь.

2. Социальное обслуживание  на дому.

3. Социальное обслуживание  в стационарных учреждениях. 

4. Предоставление временного  приюта в специализированном  учреждении социального обслуживания.

5. Дневное пребывание  в учреждениях социального обслуживания.

6. Предоставление консультаций  по различным вопросам (медицинские,  правовые, психолого-педагогические).

7. Проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних  правонарушителей и т.д.). В принципе  любой гражданин имеет право  на оказание социальных реабилитационных  услуг. 

Эти формы социального  обслуживания различаются по целям  оказания социальных услуг, по видам  социальных услуг, которые предоставляются  в рамках той или иной формы  социального обслуживания. Так социальное обслуживание на дому необходимо для  тех, кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить одному дома.

Законодательством предусмотрено  существование трех систем социальных служб: частная, государственная и  муниципальная. Государственная система  состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся  в ведении федеральных органов  государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Муниципальная система социальных служб самая многочисленная, состоит из муниципальных предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Виды учреждений социального обслуживания перечислены в законе, их 13 пунктов и их перечень не является закрытым.

В законе "Об основах социального  обслуживания населения в РФ" указано, что деятельность частных  социальных служб, а также граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию, подлежит лицензированию. С 10 февраля  вступил в силу новый закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности", где в ст.17 деятельность по оказанию социальных услуг в перечень лицензируемых видов деятельности не включается. Ранее действовавший  закон содержал такую норму, что  если тот или иной вид деятельности по закону не подлежит лицензированию, но если в ином более старом законе есть обязанность лицензирования, то лицензированию подлежит. Новый закон  строже, лицензированию подлежит только то, что там указано.

Вопрос финансирования учреждений социального обслуживания решается в зависимости от формы собственности. Государственные и муниципальные  учреждения финансируются за счет соответствующих  бюджетов. Законом предусмотрена  возможность поступления средств  от дополнительных источников финансирования: доходы от предпринимательской деятельности этих учреждений, от ценных бумаг и  т.д. В законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" это перечень несколько расширен:

a. Прежде всего, в качестве  источника финансирования могут  использоваться средства, которые  находились на банковских счетах, либо поступили от реализации  имущества граждан пожилого возраста  и инвалидов, которые умерли  в стационарных учреждениях социального  обслуживания и не оставили  наследников. 

b. До 1 января 2002 года в  качестве источника финансирования  стационарных учреждений социального  обслуживания выступала разница  между назначенной и выплачиваемой  пенсией (раньше это было 75% от  пенсии, сегодня действует очень  интересная схема, новый закон  отменил это правило, но пенсионный  фонд издал рекомендательное  письмо, в котором указал, что  сознательные и добрые пенсионеры "могут" добровольно на основании  своего заявления отчислять часть  средств от пенсии учреждению  социального обслуживания, в котором  они проживают) 

c. В 2000-2001 годах, согласно  указу Президента РФ, из средств  пенсионного фонда РФ перечислялось  по 3 миллиарда рублей для финансирования  учреждений социального обслуживания. Эти средства были получены  в результате дополнительных  мер по нормализации расчетов  с пенсионным фондом, нормализация  расчетов предполагает установление  рассрочки по страховым взносам  и пеням. По сути дела эти  указы Президента отнимали часть  пенсий и переводили их на  другое дело.

Специальные правила обслуживания инвалидов установлены в соответствующем  законе, он был назван выше. В этом законе перечисляются некоторые  права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального  обслуживания:

1. Право на информацию  в сфере социальных услуг, т.е.  когда гражданин обращается за  оказанием соответствующих услуг,  то ему должны разъяснить его  права и обязанности. 

2. Право давать согласие  на социальное обслуживание или  отказываться от его предоставления. По общему правилу, социальное  обслуживание осуществляется лишь  при наличии добровольного согласия  гражданина. Если речь идет о  помещении в стационарное учреждение  социального обслуживания, то требуется  письменное заявление гражданина  или его законного представителя.  Если гражданин отказывается  от предоставления ему социальных  услуг, то его должны уведомить  о последствиях такого решения.  А если возможно ухудшение  состояния гражданина при отказе, то отказ оформляется в письменном виде, и подтверждение о получении информации о последствиях отказа тоже должно быть оформлено письменно.

Гражданин может быть помещен  в стационар, только если он лишен  ухода и поддержки со стороны  родственников, помимо этого надо, чтобы  он при этом не был способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности  или он признан в установленном  порядке недееспособным. Вопрос о  помещении в учреждение решается судом по представлению органов  социальной защиты населения.

Для граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание на дому включает и социально-медицинское  обслуживание, оно предоставляется  гражданам страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом (за исключением активной формы и иными тяжелыми заболеваниями). В предоставлении социальных услуг  на дому может быть отказано, если гражданин  является хроническим алкоголиком, страдает каким-либо инфекционным заболеванием карантинного характера и иными  социально значимыми болезнями.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые частично или  полностью утратили способность  к самообслуживанию, помещаются в  специальные дома-интернаты, где  им оказывается медицинская, социально-бытовая  помощь и иные услуги, причем предусмотрена  для этих граждан гарантия сохранения за ними жилых помещений, которые  они занимали по договору найма в  домах государственного или муниципального жилищного фонда. Помещение сохраняется  в течение 6-ти месяцев, т.е. в течение  этого времени у него есть возможность  отката, а потом все - облом.

 

 

 

 

 

 

3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

У нас есть федеральный  закон "Об основных гарантиях прав ребенка", внем перечислены категории  детей, которые рассматриваются  как находящиеся в трудных  жизненных ситуациях: оставшиеся без  попечения родителей, дети инвалиды, дети из семей беженцев и инвалидов, дети жертв насилия, которые находятся  в местах лишения свободы и  т.д. Для детей находящихся в  учреждения социального обслуживания разрабатываются специальные программы  реабилитации, в соответствии с которыми, оказываются услуги для того, чтобы  вернуть ребенка к нормальной жизни.

Федеральный закон "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержит виды специализированных учреждений для детей, нуждающихся в реабилитации. Есть три категории этих учреждений:

1. Социально-реабилитационные  центры.

2. Социальные приюты для  детей. 

3. Центры помощи детям  оставшимся без попечения родителей. 

Т.е. ребенок сам может  обратиться в любое из этих учреждений и на основании его письменного  заявления, его могут взять в  любое из названных учреждений, а  начиная с 14-ти лет, ребенок может  самостоятельно обратиться в суд  для защиты своих прав. В эти  специализированные учреждения не принимаются  дети, находящиеся в состоянии  опьянения или с признаками психических  заболеваний. Причем если речь идет о  детях-инвалидах, то их с психическими расстройствами и физическими недостатками помещают в отдельные учреждения, т.к. все дети находящиеся в учреждениях  социального обслуживания имеют  право на образование и вообще за ними нужен разный уход. Дети-инвалиды, достигшие 18-ти лет и проживающие  в учреждения социального обслуживания, должны обеспечиваться жилыми помещениями  вне очереди, если они могут проживать  отдельно и самостоятельно.

Социальные службы для  детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

 

В законе "Об основах социального  обслуживания" указаны категории  граждан, которые имеют право  на бесплатное получение социального  обслуживания:

1. Прежде всего, это  несовершеннолетние.

2. Граждане, находящиеся  в трудной жизненной ситуации  в связи с безработицей, со  стихийными бедствиями или вооруженными  конфликтами. 

3. Граждане неспособные  к самообслуживанию в связи  с преклонным возрастом и инвалидностью,  если их среднедушевой доход  ниже прожиточного минимума, установленного  в регионе. 

На условиях частичной  оплаты социальные услуги оказываются  гражданам пожилого возраста и инвалидам, доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума.

На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются лицам, чей доход на 150% выше прожиточного минимума.

Когда решался вопрос о  предоставлении гражданину бесплатного  или частично оплачиваемого социального  обслуживания (до 1 января 2002 года), использовались нормы закона "О государственных  пенсиях", лицам, помещенным в стационарные помещения, выплачивается 25% назначенной  пенсии (ст.122), если гражданин временно отсутствует в этих учреждениях, ему выплачивается 75% пенсии, а все  остальное зачисляется на счета  этих учреждений.Нормы закона "О  пенсионном обеспечении военнослужащих", если лицо проживает в стационаре, ему выплачивается пенсия в виде разницы пенсии и стоимости содержания, но не менее 20%, а если лицо инвалид  вследствие военной травмы, то не менее 25%. В федеральном законе "О  трудовых пенсиях" эти нормы уже  не содержатся, т.е. тем, у кого пенсия меньше прожиточного минимума, будут  платить пенсию в 100%. В законе "О  трудовых пенсиях" должен быть урегулирован этот порядок, но там о нем ни слова.

Информация о работе Формы и виды социальных услуг в России