Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:41, реферат
Становления гражданского общества является актуальной проблемой для России, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие «Гражданское общество», его структура и функции………..4-6
3. Формирование гражданского общества в России……………………..7-9
4. Особенности гражданского общества в России и перспективы его раз-вития …………………………………………………………………….9-11
5. Заключение………………………………………………………………..12
6. Список литературы и источников……………………………………….
Содержание
Введение.
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала людей на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания. Так же следует отметить, что актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества.
В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства.
Среди ученых-обществоведов, как в нашей стране, так и на Западе существует много разных подходов к изучению данного феномена, но до сих пор нет единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ.
Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.
Становления гражданского общества является актуальной проблемой для России, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим
2.
Понятие «Гражданское
общество», его структура
и функции.
Идеи гражданского общества как совокупность представлений о справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними мыслителями. Вместе с тем сегодняшнее понимание этого института связано с представлениями о нем, сформировавшимися в раннекапиталистическую эпоху XIX века. Гражданское общество как философское определение было внесено в науку Аристотелем: «Государство - есть совокупность граждан, гражданское сообщество; которое, однако, существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага, то есть существует такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, не неполноправных), которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни».1
Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому «общество и государство имеют органическую связь, и общество без государства существовать не может»; таким образом, он допускал «лишь одну форму существования общества, что неминуемо должно привести к стагнации». В отличие от своего ученика Платон считал, что «идеальное общежитие стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них» 2
Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Люди, считали они, находятся в хаотическом или "естественном" состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу «и не завися от чьей-либо воли».3
В современной науке гражданское общество определяется как автономная социально-экономическая жизнь. Оно выполняет функции "посредника" между государством и личностью. Именно оно защищает личность от государства, ставит под контроль деятельность государства. Основополагающим условием как гражданского общества, так и правового государства является личность, ее право на самореализацию.
К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:
существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.4
Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей.
Основу горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов.
Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту противоречий призвано, главным образом, государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться процессы распада и возникнуть острое противостояние разных социальных групп, общественных организаций. И наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.5
Гражданское
общество - сфера проявления и реализации
индивидуальных, групповых, региональных
интересов. Государство же - сфера выражения
и защиты общих интересов населения. Потребности
гражданского общества неизбежно проходят
через волю государства, чтобы в форме
законов получить всеобщее значение. Государственная
воля определяется потребностями и интересами
гражданского общества. Чем более развито
гражданское общество, тем больший простор
получает развитие демократических процессов
в государстве. Вместе с тем, чем демократичнее
политический строй, тем шире возможности
для развития гражданского общества.6
3.
Формирование гражданского
общества в России.
В русской истории имеется ранний опыт практического существования сообществ (ими были, например, "земское строение", "посадская община", "крестьянский сход", "крестьянский мир", "дворянское собрание"). Однако этот исторический опыт не сразу был теоретически осмыслен и осознан как собственное необходимое гражданское состояние. Русская историко-философская и общественная мысль, а также идеология первоначально исходили вовсе не из традиций российской жизни. Освоение и применение "чужой" теории европейских стран и лишь потом - собственного опыта с дальнейшим его осмыслением в конкретных теоретических трудах - такова была последовательность и главная историческая особенность формирования понятия "гражданского общества" в России7.
Государство выступало по большей части основным инициатором формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток на все отношения - хозяйственные, социальные, культурные, не говоря уже о политических. Самодеятельность снизу ограничивалась. Общество сдавливалось налоговым прессом, из него выкачивался для государственных нужд не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Отсюда слабое развитие городов, торговли, предпринимательства. Отсюда зыбкость права и отношений собственности.8
В результате традиционное общество и традиционная культура в России плохо развивались “снизу”, путем естественной эволюции. Любой институт был тесно привязан к государству, и зависим от него. Поэтому в политическом и социальном плане русское православие, православное духовенство были гораздо более пассивными по сравнению с католицизмом, протестантизмом и некоторыми восточными религиями. Так, русская церковь несравненно меньше по сравнению с западным христианством способствовала развитию массового образования.
В России не сформировалось “третье сословие”, подобного европейскому, так как русское купечество постоянно ощущало тяжелую руку государства - то в форме давящих налогов, то в результате установления прямой государственной монополии на наиболее прибыльные товары. Очень часто купцы становились по существу государственными агентами, исполняли различные поручения власти. Единственным сословием, обладавшим не фиктивной автономией, было дворянство (после 1762 г.). Но дворянство в целом не использовало свои права для строительства гражданского общества.
Со второй половины XIX в. проблема гражданского общества стала разрабатываться в русской научной и общественной мысли, в основном представителями либерального направления (Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк и др.). Вместе с тем в своей трактовке гражданского общества они были в определенной степени оригинальны: в отличие от ряда европейских авторов они делали акцент не столько на правах, сколько на обязанностях личности по отношению к общественному целому, которое зависит именно от солидарности и взаимодействия личностей.9
В собственном смысле история гражданского общества в России начинается лишь после 1905 г. Тогда возникли не только политические партии, но и многочисленные общественные ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, профессиональные объединения, кооперативное движение и пр. Но этот период был недолгим.10
В России в начале XX в. попытались решить «великую социальную задачу», которая в наиболее развитом виде была сформулирована К. Марксом: преодолеть буржуазный дуализм раздельного существования гражданского общества и государства, человека (как частного лица — собственника, бюргера) и гражданина. Однако вопреки марксистским прогнозам о сужении политической сферы и государственной регламентации, в советской России развернулся прямо противоположный процесс поглощения общества государством. Резко усилился рост политизации и бюрократизации общества, и в первую очередь его экономических структур. Поскольку политическая власть отменила частную собственность, ликвидировала право на собственность, исчезали и носитель гражданского общества — человек-собственник, и гражданские функции самого общества.11
Государственные структуры оставались единственным органом распределения собственности, что закономерно привело к складыванию административно-командной системы, замыкающей на себя индивида и общество в качестве единственного выразителя их интересов. И это обстоятельство создает сегодня одну из главных проблем преодоления того глубокого и всестороннего кризиса, в котором оказалось российское общество после развала коммунистической системы с середины 80-х годов.
Без гражданского общества невозможен переход к рыночной экономике, так же как и к политической демократии.
Конец
XX века был ознаменован крушением
коммунистической системы. Были сделаны
первые шаги в сторону создания правового
государства и рыночной экономики. Однако
возможность совершить исторический прорыв
не была реализована. Политика изменений,
осуществлявшаяся в последние десять
лет, базировалась на корыстных интересах
и экономических подходах, отвергнутых
опытом социально-экономического и интеллектуального
развития стран Европы и мира.
Информация о работе Формирование гражданского общества в России