Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:50, контрольная работа
Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли.
Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования.
Введение
1. Теоретические основы формационной теории К. Маркса
1.1. Понятие общественно-экономической формации
1.2. Социальная статика
1.3. Социальная динамика
2. Смена общественно-экономических формаций
Вывод
Список используемой литературы
Содержание
Формационная структура общества в системе марксизма
Введение
1. Теоретические основы формационной теории К. Маркса
1.1. Понятие общественно-экономической формации
1.2. Социальная статика
1.3. Социальная динамика
2. Смена общественно-экономических формаций
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Идеи Карла Маркса покорили и продолжают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и целых стран.
Более полутора десятков стран
так называемого
Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли.
Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования.
1. Теоретические основы формационной теории К. Маркса
1.1. Понятие общественно-
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено, прежде всего, в его понятии общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.
В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
В данном определении зафиксированы следующие элементы:
1. Никакая отдельно взятая
страна, культура или общество
не может составлять
2. Тип формации определяется
не религией, искусством, идеологией
и даже не политическим
3. В самой экономике
надо выделить центральный
4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них - отношения собственности;
5. Надстройка всегда вторична,
а базис первичен, поэтому политика
всегда будет только
6. Все общественные формации,
выстроенные в
7. Если в жизнь страны
не вмешиваются чужеродные
Позже русские марксисты внесли коррективы в эволюционную часть теории Маркса таким образом, чтобы оправдать социалистическую революцию и необязательность прохождения всех этапов. Согласно модернизированной версии теории формаций, отдельные страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их в ускоренном режиме.
В формационной теории К. Маркса можно выделить два составные части - статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем. Более подробно социальная статика и социальная динамика будут рассмотрены в следующих параграфах.
1.2. Социальная статика
Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Марксизм исходит из утверждения,
что характер надстройки определяется
характером базиса. Это значит, что
экономические отношения в
Под производительными силами он понимал: людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду; землю, недра и полезные ископаемые; здания и помещения, где осуществляется процесс производства; орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков; технологию и оборудование; конечную продукцию и сырье.
Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил.
Производительные силы играют в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль. По отношению к обществу и господствующим в них в этот момент времени производственным отношениям они выполняют такую же функцию, какую выполняют природные условия в развитии биологических организмов.
Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).
Если базис материален, то надстройка - духовная основа общества.
Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Так и выстраивается иерархия важности подсистем общества. В самом верху располагается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеология, совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.
Таким образом, именно экономические отношения, то есть базис, определяет духовную основу общества – идеологическую надстройку. Иными словами производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки.
1.3. Социальная динамика
Согласно Марксу, общество не стоит на месте: оно постоянно развивается, восходя от простого к сложному, преодолевая внутренние противоречия и проходя особые фазы, которые он называл общественно-экономическими формациями. Всю историю общества можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называется также общественно-экономическими формациями) пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм.
Согласно точке зрения Маркса, формации - это "ступени" развития общества, от наименее прогрессивной - к наиболее прогрессивной. И их смена зависит от преобразования производительных сил, например в ходе индустриальной революции, и изменения характера производственных отношений, в частности изменения отношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливости. Часть производительных сил, скажем, рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрессивно мыслящей интеллигенции. Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс - через механизм классовой борьбы.
Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда первые не соответствуют вторым, когда производительные силы перерастают узкие рамки производственных отношений, в обществе формируются противоречия и социальная напряженность. Общество постепенно переходит от процветания к застою, от высоких темпов роста общественного производства к низким. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие производительных сил. Если противоречие углубляется и доходит до некоторой критической черты, столкновение новых производительных сил со старыми производственными отношениями переходит в стадию открытого конфликта, который разрешается в ходе социальной революции. Она устраняет старые производственные отношения, заменяя их новыми, более прогрессивными.
Таким образом, переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. Завершение перехода от старого общества к новому выступает как революционный скачок.
Введение понятия формации в социологический анализ позволяет отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. Формационный подход позволяет анализировать общество как единый социальный организм, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе того или иного способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. Этот подход дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей.
2. Смена общественно-
История начинается с первобытнообщинной формации, при которой люди трудились сообща, не было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов.
Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства. Этот тип общества возник на развалинах первобытной общины, когда появился прибавочный продукт, безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда, честная собственность, государство и классы. Основными классами считались рабы и рабовладельцы. Первых захватывали во время бесчисленных войн и отдавали вторым в вечную собственность. Они распоряжались рабами как говорящими орудиями.
На смену рабовладению пришел феодализм - способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками.
Основным способом производства становится сельское хозяйство. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у помещика и сдается крестьянину на временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить ему не только безбедно, но и в праздной роскоши. За счет крестьян кормится огромный государственный аппарат и многочисленное духовенство. Бароны, князья и графы создают собственные вооруженные отряды, жестоко борются между собой за новые территории, а с королем - за политическую власть. В перерыве между битвами они возводят роскошные замки и спонсируют искусства.
Крестьянин более свободен,
чем раб, но менее свободен, чем
наемный рабочий, который становится,
наряду с собственником-
Завершает историю коммунистическая
формация, которая возвращает людей
к первобытному равенству, но на более
высокой материальной основе. Предшествующие
формации позаботились о том, чтобы
технический прогресс довести до
наивысшей точки. Особенно постарался
капитализм, при котором впервые
наука превращается в непосредственную
производительную силу общества. Именно
капитализм объединяет людей, организует
рабочих в самостоятельный
Информация о работе Формационная структура общества в системе марксизма