Фердинанд Теннис

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

О Теннисе и его вкладе в социологию

Работа содержит 1 файл

Ф.Теннис.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

     Рациональная  или избирательная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при  отборе средств достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная концептуальна  и искусственна. Рациональная воля условием своего появления также  имеет бытие. Но это – совсем иной вид бытия; здесь мы не наблюдаем  изначального слияния индивидуальных воль в некоторое целое, обладающее собственной интенсивной и полноценной  жизнью. Рациональная воля относится к будущему действию, которое и планируется заранее.

     При этом довольно большое значение приобретают  элементы представления человека об этой будущей деятельности. В частности, мыслимая цель, то есть вожделенный  предмет или желаемое событие, превращаются в критерий, и в соответствии с  этим критерием определяется и направляется предпринимаемая деятельность. Идея цели начинает господствовать над всеми  идеями и соображениями, а также  над другими целями, вторичными по отношению к главной.

     Два типа воли выступают "градообразующим" началом, формируя два разных типа социальности - общностью и обществом. При этом общностная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества - это продукт рациональной воли. Сущностная воля есть Gemenschaft, где главным взаимные чувства, а индивидуальная воля есть Gesellschaft и строится на основе разумного расчета.

     Таким образом, общечеловеческая воля, способность хотеть (Wollen), понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь (Konnen) и существенно обусловлена взаимодействием с ней. Весь дух, даже дух самого простого человека, выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в воле: его образ мыслей, душу, совесть формирует не только то, что он изучал, но также унаследованный им от ушедших, но продолжающих оказывать на него влияние предков и предшественников. Вот почему волю в таком понимании Тённис называет сущностной волей (Wesenswille) человека и противопоставляет ее другому типу воли – избирательной воле (Kurwille): в ней преобладающую, или даже руководящую роль играет мышление. Избирательная воля – это рациональная воля, а рациональную волю следует строго отличать от воли разумной: последняя, по мнению Тённиса, прекрасно уживается с подсознательными мотивами, глубинные основания которых лежат в сущностной воле; рациональная воля исключает таковые как элементы, препятствующие ей, и стремится быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. 
 
 

     Заключение

     Идея  разработки формальной социологии, анализирующей  свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.

     Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая  теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологами XX в.

     Все же главным, что оставил Теннис современной  социологии запада, стала идея выделения  двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях общность и общество. Эта идея в дальнейшем имела место в работах Дюркгейма, выделявшего общество с «органической» и «механической» солидарностью. В соответветствующим образом переработанном виде эта типология применялась и продолжает применяться ныне многими социологами, философами и историками для объяснения основного конфликта исторического развития современности.

     В той или иной мере концепция Тённиса  оказала влияние на большинство  социологических доктрин 20-х годов, особенно на германскую “социологию  знания”. Влияние социальной философии  Ф. Тённиса на основные идеи основоположника  современной “социологии знания”  М. Шелера (учение о симпатии, теорию социальных сущностных единств, концепцию  “соборной личности” и др.) не подлежит сомнению.

     «Впоследствии “социология знания” получила распространение и за пределами Германии, например, в США, где ее восприняли Р. Парк и его коллеги из Чикагской школы, а также Т. Парсонс и его последователи . Влияние идей Ф. Тённиса ощутимо и по сей день, например, в разрабатываемой в США “теории коммунитарной солидарности”, или “коммунитаризме”. Эта теория, отправляясь от Ф. Тённиса, подчеркивает необходимость общности вопреки изолирующему и сеящему вражду индивидуализму.»(2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

    1. История социологии: Учеб. для вузов Текст: История социологии / Под ред. Зборовского Г.Е. - М.: Гардарики, 2004. - 607 с.
    2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса Текст/ А.Н. Малинкин // Социологический журнал. – 1998. - № 4. - С.228.
    3. 3Социология: Учеб. для вузов: История социологии / Под ред. Кравченко А.И. - М.;Екатеринбург: Логос;Деловая кн., 2000. - 382 с.
    4. 4Тённис Ф. Общность и общество /Ф. Теннис. Пер с нем. А.Н. Малкина // Социологический журнал. - 1998. - №3-4. - С.207-229.
    5. 5Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии /Ф. Теннис. Пер. с нем. Д.В.Скляднева. - СПб.: Владимир Даль, 2002. -386 с.
    6. Язык социологии: Фердинанд Тённис. Община и общество / Чеснокова В.Ф. – М.: Изд-во «ОГИ», 2010. – 544 с.

Информация о работе Фердинанд Теннис