Рядом
авторов выдвигалось предположение,
что изъяны избирательного процесса
могут оказывать существенное влияние
на размах коррупции. Даже если выборы
проходят без нарушений, сама их система
может стимулировать избирателя
голосовать за того или иного кандидата
по идеологическим причинам, игнорируя
коррумпированность его лично, его подчинённых
или его партии в целом. Эта гипотеза находит
подтверждение[21]. Коррупция оказывается
значительно меньше в странах, где в каждом
избирательном округе выбирают несколько
представителей по мажоритарной системе,
чем в странах с выборами по пропорциональной
системе и по закрытым партийным спискам
или в странах с маленькими избирательными
округами и выбором одного представителя
в каждом округе. Это объясняется тем,
что мажоритарная система обеспечивает
наибольшую индивидуальную подотчётность,
а выбор нескольких представителей или
по открытым партийным спискам значительно
повышает внимание, которое избиратели
уделяют честности кандидатов.
Меры
общего характера
Ликвидация
упомянутых выше сопутствующих причин
коррупции также относится к
антикоррупционным мерам.
Неконституционность
коррупциогенных
норм. Любые нормы, накладывающие на
гражданина ограничения, могут вызвать
коррупцию, за исключением норм, описывающих
конституционные свободы и права человека.
Последние накладывают ограничения не
столько на индивидов, сколько на органы
государственной власти, являясь институциональными
гарантиями как против завышенных требований
закона, так и против наделения органов
государственной власти дискреционными
полномочиями. Коррупциогенные же нормы
неизбежно нарушают права и свободы человека
и гражданина, закрепленные в Конституции.
Информационное
обеспечение граждан. Данный метод
включает в себя анализ законов с тем,
чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично
и доходчиво объяснить гражданам в чём
заключаются их права и обязанности, какие
нарушения что должны за собой повлечь,
как проходит судебная процедура и что
в ней учитывается. Зная всё это, граждане
будут увереннее вести себя, оказавшись
один на один с подталкивающим их к даче
взятки чиновником.
Открытость
ведомственных систем. Прозрачность
происходящих внутри ведомств операций
и надлежащий гражданский небюрократический
контроль сильно пошатнули бы фундамент
коррупции. Но такой механизм невозможно
реализовать в полной мере не только потому,
что гражданская проверяющая система
сама была бы подвержена коррупции, а потому,
что таким образом информационная безопасность
граждан и фирм нарушалась бы ещё больше.
Например, государственные службы зачастую
хранят конфиденциальные данные о гражданах,
а органы безопасности и военные ведомства
способны полноценно выполнять свои функции
только при обеспечении секретности.
Социальное
обеспечение чиновников. Первоклассное
медицинское обслуживание, беспроцентные
кредиты для покупки недвижимости, большая
пенсия — всё это равносильно повышению
заработной платы в государственном секторе,
и следовательно, увеличивает потери чиновника
в случае, если его поймают на коррупционной
деятельности. Судя по исследованиям,
эта мера не оказывает немедленного воздействия
на коррупцию, однако способствует повышению
качества бюрократии с течением времени.
Объективные
трудности
Суть
проблемы при борьбе с коррупцией
сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если
бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре
над правительством – внешнем или внутреннем
– не было бы нужды. Но при создании правления,
в котором люди будут ведать людьми, главная
трудность состоит в том, что в первую
очередь надо обеспечить правящим возможность
надзирать над управляемыми; а вот вслед
за этим необходимо обязать правящих надзирать
за самими собой» («Федералист», № 51, 2005)
.
Одним
из важнейших сдерживающих факторов
для коррупции является уголовное
законодательство. На практике законы
в большинстве стран устанавливают
достаточно узкие рамки в отношении интерпретации
видов коррупции, которые считаются уголовными
преступлениями, — чтобы исключить риск
выборочного применения законодательства
с целью подавления гражданских свобод
и оппозиции. Поэтому, например, подарок
может считаться взяткой только при наличии
намерения оказать влияние на должностное
лицо. Если должностному лицу по закону
не запрещается принимать подарки в принципе,
то доказать факт взятки, как правило,
трудно. Напротив, растрата часто считается
доказанной при наличии ущерба, независимо
от того, было ли намерение у служащего
присвоить средства или нет.
Другая
трудность, в особенности проявляющаяся
при масштабной коррупции, когда
большинство частных лиц дают
взятки, известна в психологии и теории
игр как «дилемма заключённого». С одной
стороны, если все лица перестанут давать
взятки, то они все от этого выиграют. Однако
если только одно частное лицо откажется
от взяток, то оно поставит себя в крайне
невыгодные условия.
Наконец,
серьёзной проблемой является упомянутая
выше устойчивость коррупционных рынков.
Сингапурская
стратегия борьбы с коррупцией
Сингапурская
стратегия борьбы с коррупцией отличается
строгостью и последовательностью,
основываясь на «логике в контроле
за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию
должны основываться на стремлении минимизировать
или исключить условия, создающие как
стимул, так и возможность склонения личности
к совершению коррумпированных действий»19.
В момент
обретения независимости в 1965 г.,
Сингапур был страной с высокой коррупцией.
Тактика её снижения была построена на
ряде вертикальных мер: регламентации
действий чиновников, упрощении бюрократических
процедур, строгом надзоре над соблюдением
высоких этических стандартов. Центральным
звеном стало автономное Бюро по расследованию
случаев коррупции, в которое граждане
могут обращаться с жалобами на госслужащих
и требовать возмещения убытков. Одновременно
с этим было ужесточено законодательство,
повышена независимость судебной системы
(с высокой зарплатой и привилегированным
статусом судей), введены экономические
санкции за дачу взятки или отказ от участия
в антикоррупционных расследованиях,
а также предприняты жёсткие акции вплоть
до поголовного увольнения сотрудников
таможни и других госслужб. Это сочеталось
с дерегулированием экономики, повышением
зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных
административных кадров.
В настоящее
время Сингапур занимает лидирующие
места в мире по отсутствию коррупции,
экономической свободе и развитию.
Шведская
стратегия борьбы с коррупцией
До
середины XIX века в Швеции коррупция
процветала. Одним из следствий модернизации
страны стал комплекс мер, нацеленных
на устранение меркантилизма. С тех
пор государственное регулирование
касалось больше домашних хозяйств, чем
фирм, и было основано на стимулах (через
налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах
и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним
государственным документам и создана
независимая и эффективная система правосудия.
Одновременно шведский парламент и правительство
установили высокие этические стандарты
для администраторов и стали добиваться
их исполнения. Спустя всего несколько
лет честность стала социальной нормой
среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных
чиновников поначалу превышали заработки
рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени
эта разница снизилась до двухкратной.20На
сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет
один из самых низких уровней коррупции
в мире.
6.
Экономический анализ коррупции
Если
величину взятки легко сравнить с
денежным выражением суммы украденного,
то для потерь субъектов от наказания
приходится учитывать альтернативные
издержки — количество лет, которое преступник
проведёт в тюрьме, помноженное на разницу
между его возможным среднегодовым доходом
и тратами на его содержание в тюрьме.
Также можно учитывать отрицательные
социальные последствия снижения веса
пойманного преступника в обществе и понижение
его возможного дохода.
Модель распределения ресурсов в экономике
с коррупцией
Q —
государственный товар, MR — предельный
доход.
Вымогательство
взяток приводит к снижению количества
госуслуг.
Модель,
в которой ведомство производит
один однородный продукт с кривой спроса
D(P) со стороны частных лиц21. Товар
(услуга) продаётся чиновником, который
имеет возможность влиять на количество
продающегося товара. Он может просто
отказать любому индивиду в предоставлении
товара безо всякого для себя риска наказания.
Цель чиновника
— максимизировать величину взяток, которые
он собирает от продажи государственного
товара, официальная цена за который равна
P, а затрат на производство для чиновника
нет, так как их оплачивает государство.
Есть два случая — с воровством и без,
от этого зависят предельные затраты MC
(англ. marginal cost) для чиновника.
Если
служащий получает от граждан сумму,
из которой передаёт официальную
цену товара государству — то MC будет
равно P. Если же он ничего не передаёт
государству и присваивает всю
полученную от граждан сумму то MC для него
равно нулю, и гражданин платит только
взятку. Проводить дискриминацию граждан,
назначая каждому свою цену, он не может
и поэтому действует как монополист.
Согласно
данной модели, коррупция распространяется
прежде всего вследствие конкуренции
между чиновниками, поскольку наиболее
привлекательные должности достаются
тем, кто может за них заплатить наибольшую
цену, что стимулирует сбор взяток. В случае
коррупции с воровством, распространение
коррупции ускоряется благодаря двум
факторам. Во-первых, чиновники конкурируют
за бюджетные средства. Во-вторых, для
потребителей государственных услуг расход
на взятку по сговору с чиновником получается
меньше, чем на налог или пошлину, и поэтому
взятокодатели оказываются в лучшей позиции
на рынке, чем их законопослушные конкуренты.
В свете
борьбы с коррупцией, в данном случае
достаточно ввести строгий учёт с
целью затруднить воровство. Переход
к коррупции без воровства, как
видно из графиков, также понизит
количество взяток.
Вместе
с тем, авторы модели отмечают, что она
применима в основном к авторитарным режимам
и неразвитым рынкам. В странах с открытой
экономикой конкуренция в целом оказывает
обратное — сдерживающее — воздействие
на коррупцию. Если различные ведомства
предоставляют одни и те же услуги, то
у потребителя появляется выбор, и уровень
вымогательства взяток снижается. Частные
фирмы доносят на дающих взятки конкурентов
в правоохранительные органы. Конкуренция
среди политических элит в демократических
режимах делает правительство более прозрачным.
Модель
агентов
Данная
модель рассматривает ситуацию, когда
поручитель («принципал») не обладает
всей полнотой информации о действиях
исполнителей («агентов»). Поэтому он
заключает с ними договор, содержащий
выгодные для агентов условия, которые
мотивируют их к поведению (главным образом,
предоставлению услуг клиентам) в интересах
принципала. Основные выводы модели агентов
— без использования специальной терминологии
— изложены в разделе Фундаментальное
противоречие.
Эта модель
также применяется для исследования поведения
элит, которые подвержены влиянию со стороны
различных групп. Под коррупцией понимается
конфликт интересов этих групп с интересами
избирателей: принципалом является нация
в целом, которая заключает с выборными
представителями (агентами) общественный
договор22. Анализ показывает,
что чем более информированы избиратели,
тем меньше возможностей для коррупции
у представителей. Со своей стороны, представители
стремятся проводить политику, которая
обеспечит им повторное избрание и при
этом позволит им повысить свои личные
доходы. Примером решения, создающего
возможности для коррупции, является увеличение
бюджетных расходов на оборону, поскольку
это решение определяется как политикой,
так и экономическими интересами различных
групп.
Заключение.
В
данной работе была рассмотрено явление
коррупции в общем: ее суть, история,
причины, вред от нее и методы борьбы
с ней.
Выводы
по данной работе можно сделать следующие.
- Коррупция
– это болезнь не отдельного государства,
народа или времени. Коррупция – явление
общечеловеческое, присущее разным государствам
независимо от их местонахождения и национального
состава. Коррупция существовала и в античных
государствах, и в средневековье. Присутствует
она и в наше время.
- Причины появления
и существования коррупции кроются в основном
в особенностях функционирования самой
бюрократической системы. Это тяжеловесность
и неповоротливость бюрократического
аппарата, двусмысленные законы, незнание
законов гражданами, круговая порука в
бюрократическом аппарате, которая вынуждает
новые кадры действовать согласно старым
принципам и т.д.
- Коррупция
наносит огромный вред не только экономике
государства, направляя огромные финансовые
потоки в теневую экономику и
лишая государственный бюджет значительных
налоговых вливаний, но также и подрывает
моральные устои общества. Создается атмосфера
недоверия общества правительству, неверие
в законы, в то, что все можно решить законным
путем.