Феномен андрогинности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:53, реферат

Описание работы

Человек изначально создан андрогинно, т.е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении. У него есть возможность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски». Андрогинность относится к человеку в целом и «касается всех сфер идентичности не только сексуальной структуры, а также структуры образа жизни, телесности, эмоциональности, сферы профессии и работы, выбора партнера и т.п.». Любая абсолютная зафиксированность на роли полов является патологией. Человек может проявлять разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, переживаний, чувств и мышления. С помощью диагностического теста АДА (размер андрогинности по Аммону) эти аспекты можно установить в самооценке и в оценке других и сравнивать друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие андрогинности и андрогина
2. Теория андрогинности
3. Андрогиния: биологические предпосылки и параллели дальнейшего развития
Вывод
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реф андрогин22.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием  и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип "анима-анимус", по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

     Близка  к точке зрения К. Юнга и позиция  представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. "Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир", - пишет Р. Джонсон (с. 41).

     Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное  поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

     "Новый  уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации "второй половины" своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

     Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего  в глубокую древность. Сегодня, когда  над миром нависла угроза ядерной  войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчине достоинства  традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь "нажать кнопку" сможет и женщина.

     Но  кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в этом нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

     Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь  широкой дискуссии и споров, как  специфические черты женщин. И  все же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос встанет очень остро.

     Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

     На  фоне этого "женского бунта" сразу  становится заметным сопротивление  мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

     Мужчинам  трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять  их в своем поведении, поскольку  они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что "мужские" качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет".

     Сандра  Бем (S. Bem, 1975) считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности  социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bem, 1975), высоким самоуважением (J. Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

     Андрогинность в значительной степени зависит  от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

     С учетом этого некоторые теоретики  стали говорить, что категория "женщина" является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию "мужчина".

     Теория  андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику  ее основ . Возможно, это было вызвано  тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (M. Taylor, J. Hall, 1982). Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (K. Bartol, D. Martin, 1986; E. Cox, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

     Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов "мужественность" и "женственность" использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность, традиционно связываемые с женственностью.

     Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

     В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества. 

     3. Андрогиния: биологические предпосылки и параллели дальнейшего развития

      
           Явление генетически определенной двуполости (гермафродитизм) в природе встречается довольно часто. Сыновья-дочери Гермеса и Афродиты имеются не только среди беспозвоночных (черви, моллюски), но и среди позвоночных животных, не говоря уже о растениях. Даже у такого высокоорганизованного существа, как человек, на первых стадиях эмбриогенеза закладываются зачатки половых желез мужского (вольфов канал) и женского (мюллеров канал) пола, и только на третьей неделе развития зародыша появляются первые признаки половой дифференциации. Биохимически же человек остается двуполым всю жизнь, несмотря на генетически определяемый пол (XX или XY хромосомами), поскольку "реальный" пол будет зависеть и от соотношения половых гормонов в крови (андрогенов и эстрогенов). Случаи генетического (андрогенитальный синдром), а затем и гормонального нарушения становления пола делают явной скрытую потенциальную двуполость человека.  

     Изобретательная природа приберегла еще один сюрприз  — инверсию (смену) пола. Инверсия пола проявляется в относительно обособленных популяциях растений или животных при  дефиците особей какого-либо пола. Например, саговники — голосеменные растения — являются двудомными, т.е. дифференцированными по полам; при тотальном расселении женских или мужских особей (учитывая, что саговники часто растут на островах) часть из них меняет пол, восполняя дефицит.   

     Обратная  сторона медали — в условиях перенаселенности экологической ниши каким-либо видом организмов происходит торможение половых реакций у самок, да и самцам (особенно низких рангов) далеко не до размножения, поскольку кормовая база в таких условиях ограничена. Отказ самок от размножения является необходимым стереотипом поведения в условиях перенаселения и наряду с другими механизмами регулирует численность особей.

     Поэтому неудивительно, что женщины Рима в условиях перенаселенности отказывались от деторождения, предпочитая борьбу за власть, что в нормальных условиях является прерогативой мужчин. Это были моменты максимальной популярности "однополой любви". Хотим мы того или нет, но подобные инверсии правомерно считать адаптивным поведенческим признаком, сокращающим таким образом количество ртов. Хотя культура однополых отношений в той или иной степени характерна для большинства исторических сообществ. С некоторыми из них подобная практика сыграла злую шутку. Военные государства древности (Спарта, например) исчезали с лица земли еще и потому, что культура воспитания воинов строилась на гомосексуальных отношениях наставника и ученика; плюс бесконечные военные походы. Все это исключало возможность нормального воспроизводства.   

     Актуальным  фактором стал сегодня и психо-физиологический  сдвиг в женском сознании, являющийся одним из побочных эффектов контрацептивной культуры. Следствием этого явилось повышение устойчивости к стрессам у женщин, что дает им фору в "соревновании" с мужчинами.

     В целом для современного человечества, численность которого превышает допустимые биосферой параметры (более 6 млрд. при "норме" — 0,5 млрд. человек), естественным адаптивным признаком становится инверсия пола — как фактическая (транссексуализм) и поведенчески-ролевая (гомосексуализм), так и имиджевая (трансвестизм и андрогиния). И если еще сегодня мужчины могут гордо идти по жизни, "сжимая крюк в кармане брюк" (БГ), то завтра, похоже, этого окажется мало.

     Постепенно  андрогина низводят до образа гермафродита и приписывают ему уже не божественную ипостась, а дьявольскую. Кроме того, появляется миф о чудесной «чувственности» двуполого существа. Но тут уж ничего не поделаешь, потому что любая популяризация обязательно обернется в вульгаризацию, дабы удовлетворить потребителя. Потребитель хочет чувственности (а в массе своей он хочет этого довольно часто), так вот вам она

     Пройдя  через плавильный котел двух веков, андрогин перестает быть собой, и  сейчас, в наше время, отголоски этого  культа порождают не ритуалы, а, скажем, такое неформальное объединение  молодежи как эмо. Само название «гермафродит» становится определением врожденного уродства и начинает вызывать жгучее любопытство у всякого рода извращенцев. Такова эволюция андрогина.

     С появлением Интернета все больше на задний план отходит понятие пола как такового. Ники чаще всего не имеют половой принадлежности по звучанию. Разговоры идут об абстрактных материях (я не имею в виду социальные сети или сети знакомств; это – другое дерево). Часто никому и дела нет до того, что скрывается за тем или иным ником. Я считаю это достижением – чистая мысль без примесей «чувственности». Ведь, в конечном итоге, любой диалог в Сети – это монолог. Ты видишь свои ответы и мысленно продолжаешь спорить не только с собеседником, но и с самим собой. Мало того, ты и собеседника наделяешь собственными чертами.

     Общение в Сети превращается в «ритуал  создания андрогина». Ментального андрогина... Возможно, что это уже следующий  виток этого понятия. Лишь бы он не оказался тупиковой ветвью. Хотя я  думаю, что это проявится еще  при нашей жизни. Потому что сейчас время информационное бежит быстрее времени биологического. 

     Вывод 

     Андрогин - мифологический персонаж, обладающий признаками мужского и женского пола. В психологии образ андрогина  символизирует единение мужского и  женского начала, удерживание этого равновесия при помощи сознания.

     Существует  древняя легенда о людях «третьего  пола» - андрогинах, об их могуществе и  о той участи, которая их постигла. Она была рассказана древнегреческим  философом Платоном в его диалоге  «Пир».

     Андрогины обладали огромной силой, они «питали великие замыслы и посягали даже на власть богов». Задумались боги - как унять им гордость людей, уменьшить их силу? И тогда Зевс нашел способ положить конец этому бесчинству: он решил разрезать каждого из них пополам, чтобы стал человек вдвое слабее и мог теперь передвигаться только прямо, на двух ногах. «А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я - сказал он, - рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке». С тех пор каждый человек полон желания найти свою вторую половину и соединиться с ней, чтобы вновь стать целостным существом. «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней,» - говорит Платон.

Информация о работе Феномен андрогинности