Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:44, реферат
Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
• изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
• выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
• реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;
Феминология как наука.
Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.
Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.
Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.
ПЛАН
Феминология
как наука.
Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину – феминологию.
«Феминология
рассматривает совокупность социально-экономических,
политических, правовых, социокультурных
условий, сложившихся в обществе
для реализации общих с мужчинами
и специфических интересов
В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных ролях женщины.
Таким
образом, объектом феминологии являются
женщины. Но сразу возникает вопрос,
как понять и определить этот объект?
Галина Силласте, ведущий феминолог
России, говорит о двух подходах
к женщине как к объекту
исследования. Первый подход: женщины
как социально демографическая
группа. Но при таком подходе на
передний нлан выступают такие проблемы
как соотношение полов в
Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
изучение
федеральной, региональной и местной
систем, комплекса форм и методов
социальной работы с различными категориями
женского населения
Основные
методы феминологии
и ее связь с
другими науками.
Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология. Феминология использует следующие основные методы исследования:
Феминология
тесно связанна с социологическими
исследованиями гендерных исследований,
так как их значение для нее
очень велико. Само понятие «гендерный»
- « это представление индивида
(мужчины / женщины) во всей совокупности
его физиологической и
Научные
разработки по феминологии
и ее изучение в
России и мире.
Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической полоролевой специфики.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С. Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили, женский вопрос решили и проблему закрыли.
Первые
шаги систематического изучения социально-психологического
аспекта женского вопроса были сделаны
только в восьмидесятых годах. К
таким исследованиям можно
На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной действительности.
Он
отметила, что такие исследования
ведутся лишь с конца восьмидесятых
годов. Так же отметила два их направления:
во-первых, исследования в рамках социологии
семьи, проводимые НИИ социологии, в
которых рассматриваются
За
рубежом такие же исследования в
сфере образования, просвещения, подготовки
женских кадров, помощи женским движениям
и в социальной работе с женщинами
начались раньше. В США исследования
по проблемам социального
Судя
по развитию, феминология как наука
еще очень молода, опыт научных
исследований и образования по женской
проблематике короток по времени, невелик
даже в наиболее развитых странах. Большое
оживление в изучение этих проблем
и поиски практических путей их решения
внесла программа ООН “Десятилетие
для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках
этой программы были приняты важные
документы, оказавшие влияние на
политику правительств государств, объединяемых
ООН, проведены международные
Феминология
и перспективы
решения глобальных
проблем современности.
Современное человечество породило в своем развитии ряд трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и "природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации, развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и человеком. Но интересы человека как личности, его биологические особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.
Для
цивилизации Востока природа
была в большей степени храмом,
а не мастерской, развитие техники
здесь было куда более медленным,
личности человека, его духовному
совершенствованию отводилось не меньше,
если не больше внимания, чем его
материальному обеспечению. Но и
эти цивилизации благодаря
Если
развитие Западных цивилизаций шло
и продолжает идти по “мужскому
типу”, то в развитии Восточных цивилизаций
сильнее влияние “женского
Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми ее исследованиями.
Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн, насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница жизни и враг смерти, уничтожения.
Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом духовного возрождения человечества.
Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем, преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.