Феминология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
• изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
• выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
• реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

Содержание

Феминология как наука.

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Работа содержит 1 файл

Феминология как наука.docx

— 24.46 Кб (Скачать)

ПЛАН 

  1. Феминология как наука.
 
  1. Основные  методы феминологии  и ее связь с  другими науками.
 
  1. Научные разработки по феминологии  и ее изучение в  России и мир.
 
  1. Феминология и перспективы  решения глобальных проблем современности.
 

 

Феминология как наука. 

      Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами  во всех сферах общества; в узком  смысле - женское движение, целью  которого является устранение дискриминации  женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.

      В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ  в  программу некоторых российских вузов ввели новую учебную  дисциплину – феминологию.

      «Феминология  рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных  условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами  и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности  во всех сферах общественной жизни».

В узком смысле этого слова «фиминология» - наука  о положении и социальных ролях  женщины.

      Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте, ведущий феминолог  России, говорит о двух подходах к  женщине как к объекту  исследования. Первый подход: женщины  как социально демографическая  группа. Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости, продолжительность  жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как рабочей силы и  т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное социальное обозрение –  социум. Такой подход дает более  глубокое и всестороннее понимание  женского вопроса в прошлом, настоящем  и будущем, его влияние на общие  социальные процессы. 

   Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:

  • изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
  • выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
  • реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

      изучение  федеральной, региональной и местной  систем, комплекса форм и методов  социальной работы с различными категориями  женского населения 

Основные  методы феминологии  и ее связь с  другими науками. 

      Мировоззренческой базой фиминалогии является общая  гуманистическая теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и мужчин.

      Феминология – междисциплинарная наука. Она  развивается в тесной связи с  такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология. Феминология использует следующие основные методы исследования:

  1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия.
  2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины.
  3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной и обществом.
  4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин.
 

   Феминология  тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных исследований, так как их значение для нее  очень велико. Само понятие «гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет: «Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных, а не определяющих обстоятельств”. 

Научные разработки по феминологии  и ее изучение в  России и мире. 

      Многие  ученые считают, что становление  феминологии как науки очень  важно для всей системы наук о  человеке и обществе, так как оно  знаменует выход на новый виток  изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической полоролевой  специфики.

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном статистико-демографический  анализ (К. Васильева и др.). Можно  назвать работы этнографов, посвященные  этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям  и обрядам, например, Я.С. Смирнова о  семье и семейном быте народов  Северного Кавказа и т.д. Женский  же вопрос до последнего десятилетия  у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили, женский вопрос решили и проблему закрыли.

      Первые  шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны  только в восьмидесятых годах. К  таким исследованиям можно отнести  изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения и др.

      На  международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение  различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной действительности.

      Он  отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых  годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в  которых рассматриваются социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта  “Женщины и демократизация общества”. Первый этап этих исследований был  завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке  и осуществлении программы решения  женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований

      За  рубежом такие же исследования в  сфере образования, просвещения, подготовки женских кадров, помощи женским движениям  и в социальной работе с женщинами  начались раньше. В США исследования по проблемам социального положения  женщин и женским движениям ведутся  с конца ХIХ века. Еще в начале нашего века читались и отдельные  университетские курсы по феминологии, но частью образовательных и исследовательских  программ они стали лишь с конца  шестидесятых годов, что стимулировалось  самим развитием женского движения в стране. Начиная с семидесятых  годов, учебные курсы по женской  проблематике предлагались более чем  в тысяче американских колледжей  и университетов. С восьмидесятых  годов за такие исследования за учебную  деятельность в этой области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология  считается междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют 50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов  специализируются на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные средства на издание новых  журналов и научные исследования. В 1977 году была учреждена “Национальная  ассоциация по изучению женской проблематики в социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”. Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по исследованиям  женской проблематики в США) отмечает также трудности в исследованиях  по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической  общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и побочной для науки.

      Судя  по развитию, феминология как наука  еще очень молода, опыт научных  исследований и образования по женской  проблематике короток по времени, невелик  даже в наиболее развитых странах. Большое  оживление в изучение этих проблем  и поиски практических путей их решения  внесла программа ООН “Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств государств, объединяемых ООН, проведены международные женские  конгрессы, о чем подробнее будет  сказано в завершающих главах работы. 

Феминология и перспективы  решения глобальных проблем современности. 

      Современное человечество породило в своем развитии ряд трудноразрешимых проблем, решение  которых требует более полного  использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации  Земли можно разделить на две  группы: техногенные, или технократические, и "природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации, развивая технику, относились к природе  как к материалу в мастерской, не учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и человеком. Но интересы человека как личности, его биологические особенности, его психология, комфортность существования  каждого человека в социальной среде  мало учитывались технократическими  цивилизациями, что в немалой  степени способствовало духовному  обнищанию человечества.

      Для цивилизации Востока природа  была в большей степени храмом, а не мастерской, развитие техники  здесь было куда более медленным, личности человека, его духовному  совершенствованию отводилось не меньше, если не больше внимания, чем его  материальному обеспечению. Но и  эти цивилизации благодаря нерегулируемому  росту народонаселения, опережающему рост производительных сил, столкнулись  с серьезнейшими противоречиями, не избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и  нищенским существованием большинства.

      Если  развитие Западных цивилизаций шло  и продолжает идти по “мужскому  типу”, то в развитии Восточных цивилизаций  сильнее влияние “женского начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том  числе и нравственным чувством. Способность  же сопереживания, более развитая у  женщин, распространяется и на отношение  к природе, особенно к живой природе  в культуре Востока.

      Нельзя  заменить западный тип развития восточным  потому, что мы не избавим тем  самым современное человечество от его глобальных проблем. Для успешного  разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в социальной жизни  и в политике, обогащение его женским  началом. А для решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и женской проблемы в  целом. Для этого и нужна феминология  как наука со всеми ее исследованиями.

      Не  требует длинных разъяснений  роль женщин в предотвращении войн, насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового уничтожения. По своей природе женщина –  созидательница и хранительница  жизни и враг смерти, уничтожения.

      Велика  роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и организациях, но и  в воспитании нового типа мышления – экологического мышления у новых  поколений. Женская способность  к эмпатии – сопереживанию  и вживанию в чувства других людей  – может стать и важнейшим  аспектом духовного возрождения  человечества.

      Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного  участия женщин в решении и  локальных, и глобальных проблем  человечества. Но повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем, преодоление  дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.

Информация о работе Феминология как наука