Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 01:46, курсовая работа
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.
Введение……………………………………….…….
1. Первая волна феминизма…………………….….. 10
2. Вторая волна женского движения…………….... 15
2.1 Женщины в 19 столетии………………….………..
2.2 Эмансипация начала 20 века……………….……...
2.3 Мужчины-феминисты……………………………..
3. Современный этап……………………………….. 27
Заключение………………………………………….. 32
Список использованных источников
и литературы………………………………………..
33
План
Введение……………………………………….……. |
|
1. Первая волна феминизма…………………….….. | 10 |
2. Вторая
волна женского движения…………….. |
15 |
|
15 |
|
20 |
|
23 |
3. Современный этап……………………………….. | 27 |
Заключение………………………………………….. | 32 |
Список
использованных источников
и литературы……………………………………….. |
33 |
Введение.
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.1
Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.2
В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона этот термин трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами».3
Таким образом, эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщин относится к Великой французской революции, а появление термина «emancipation de la femme»- к эпохе июльской революции 1830 г4. Но первоначально женское движение возникло в Северной Америке - в период войны за Независимость 1775-1783гг.
Естественно, о неравноправном положении «слабого пола» задумывались и раньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина - полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделить работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих полов» (1673г.). В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы.5
Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях.
И
это дает возможность для того,
чтобы предъявить свои права на равное
с мужчинами участие в
Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями.
Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемам женского движения. Однако в истории, представлявшей собой описание общественной (прежде всего политической) жизни, не было места для женщин.
Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфер деятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций, изменение взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением, избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин, или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижения других целей, а не как самостоятельный вид активности.
Аналогично теоретики женского общественного движения отдавали предпочтение изучению «женских ценностей», бравших начало в узкосемейной сфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы общественной жизни и гражданства.
Для
того чтобы понять всю полноту
влияния женщин, необходимо изменить
традиционный подход к истории и жизни,
изменить свое восприятие мира так, чтобы
видеть не только политических деятелей-
мужчин находящихся на переднем плане,
но и скромные фигуры их жен и матерей.
Важно видеть их повседневную работу и
семейную жизнь, деятельность женских
клубов и организаций, изменения в сфере
труда и деторождения. Только тогда можно
будет понять, как эти столь пестрые факты
повлияли на развитие общественной и частной
жизни в прошлом, и как деятельность женщин
активно сформировала более богатую историю
и опыт человечества.
Для написания работы я использовала разноплановые источники: словари, исследовательскую литературу, мемуары. Для уточнения терминов и дат была использована следующая справочная литература:
Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда не многочисленность использованной литературы.
Первой отечественной работой по проблемам феминизма является сборник «Феминизм: Восток, Запад, Россия»6. Причина этого- следствие господствовавшей в СССР политико-идеологической установки, игнорирующей феминистское направление мысли. В книге впервые в отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника - культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных систем.
Две других книги, на которые опирается моя работа - переводы. Одна из них – перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол»7. Два ее тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.
Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.
Третья книга – перевод с английского работы Сары Эванс «Рожденная для свободы».8 В ней раскрывается история жизни американских женщин, начиная с 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталась изменить отведенные ей границы. Отсюда взрыв социальной активности, приведший к созданию целого ряда неформальных объединений. В центре книги разнообразные судьбы американских женщин – коренных американок, первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей и домохозяек. Женское движение, по мнению Сары Эванс – это скрытый источник демократизации общества.
Основным источником в моей работе явился перевод с английского, книга «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе»9. В антологию включены произведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов – Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – со времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике – брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.
В соответствии со сделанными мной выводами, структура работы соответствует периодизации женского движения. Мной выделено три этапа. На 18в. - первую половину 19 века приходится первая волна - борьба за достижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларации прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.
Вторая волна охватывает вторую половину19- начало 20 века, вплоть до начала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.
И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже после окончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализу патриархальную культуру, призывают к пересмотру всей существующей системы социальных отношений между полами. Все большее внимание уделялось проведению в жизнь избирательных и других политических прав, признанных в законодательном порядке, устранению существующей дискриминации.
Феминистские идеи, на мой взгляд, и сегодня сохраняют свою актуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправия в обществе еще не осуществляется. По-прежнему в политике и экономике главенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловым женщинам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле - преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему считает себя хозяином в доме и в обществе.
1. Первая волна
феминизма
Во Франции женское движение возникло во время Великой французской революции 1789г. В основном документе, «Декларации прав человека и гражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие со специальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять это противоречие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового общественного явления – движения в защиту политических прав женщин, или феминизма. Среди родоначальниц – француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.
Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее – тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ее отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.
В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. В буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не могли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки зрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.