Феминистское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Феминизм (фр. «feminisme», от лат. «femina» - «женщина»). В широком смысле - рвение к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества; в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (от лат. «emancipatio») - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда вышло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Основные этапы феминистского движения……………………………………….5
2. Первая волна феминизма……………………………………………………….......6
3. Вторая волна феминизма………………………………………………………….10
3.1 Женщины в 19 веке………………………………………………………………..10
3.2 Эмансипация начала 20 века……………………………………………………...13
3.3 Мужчины-феминисты……………………………………………………………..15
4. Современный этап………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

  1. Основные этапы феминистского движения……………………………………….5
  2. Первая волна феминизма……………………………………………………….......6
  3. Вторая волна феминизма………………………………………………………….10

3.1 Женщины в 19 веке………………………………………………………………..10

3.2 Эмансипация начала 20 века……………………………………………………...13

3.3 Мужчины-феминисты……………………………………………………………..15

  1. Современный этап………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Феминизм (фр. «feminisme», от лат. «femina» - «женщина»). В широком смысле - рвение к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества; в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».

     Эмансипация (от лат. «emancipatio») - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда вышло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.

     В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона этот термин трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от неких ограничений в правах, сравнимо с иными гражданами».

     Таким образом, эмансипация женщин – это  рвение к уравнению прав обоих  полов, исходящее из мысли, что сначала  все человеческие индивиды были равны  меж собой и что неравенство  полов должно своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщин относится к Великой французской революции, а появление термина «emancipation de la femme»- к эре июльской революции 1830 г. Но сначала женское движение появилось в Северной Америке - в период войны за Независимость 1775-1783гг.

     Естественно, о неравноправном положении «слабого пола» задумывались и ранее, уже  в XVII веке возникают сочинения, доказывающие, что дама - полноценный человек, она  рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Посреди этих сочинений можно выделить работу убежденного приверженца дамского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих полов» (1673г.). В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и дамы в обществе есть итог подчинения дамы грубой мужской силе, а совсем не предписание природы.

     Происходят  глобальные конфигурации той роли, которую играют дамы во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом дамского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих принципиальных событиях.

     И это дает возможность для того, чтоб предъявить свои права на равную с мужчинами роль в политической и социальной жизни.

     Для воплощения этого нужно воссоздать историю дамского публичного движения, со всеми его неувязками и достижениями.

     Нельзя  сказать, что историки совершенно не уделяли внимание проблемам дамского движения. Но в истории, представлявшей собой описание публичной (до этого всего политической) жизни, не было места для женщин.

     Историки  дамского движения уделяли основное внимание исследованию сфер деятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций, изменение  взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением, не проводилось исследование политических качеств, считая политику уделом мужчин, либо принимали политическую деятельность женщин как средство заслуги остальных целей, а не как самостоятельный вид активности.

     Аналогично теоретики дамского публичного движения отдавали предпочтение исследованию «женских ценностей», бравших начало в узкосемейной сфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы публичной жизни и гражданства.

     Для того чтоб понять всю полноту влияния женщин, нужно изменить обычный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так, чтоб созидать не лишь политических деятелей – мужчин, находящихся на переднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Принципиально созидать их повседневную работу и семейную жизнь, деятельность дамских клубов и организаций, конфигурации в сфере труда и деторождения. Лишь тогда можно будет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие публичной и частной жизни в прошедшем, и как деятельность женщин активно сформировала более богатую историю и опыт человечества.  
 
 
 

     1.Основные этапы феминистского движения.

     В феминистском движении можно выделить три этапа. На конец 18 в.- первую половину 19 в. приходится первая волна - борьба за достижение юридического равноправия полов. Её началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных особым декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать общественные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в её основном документе - «Декларации прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав дамы и гражданки». Первый этап различался собственной сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.

     Вторая  волна обхватывает вторую половину 19 в. - начало 20 в., вплоть до начала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением бессчетных феминистских организаций в ряде государств. Выдвигаются требования предоставления дамам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

     И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже после окончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализу патриархальную культуру, призывают к пересмотру всей имеющейся системы социальных отношений между полами. Все большее внимание уделялось проведению в жизнь избирательных и остальных политических прав, признанных в законодательном порядке, устранению имеющейся дискриминации.

     Феминистские  идеи и сейчас сохраняют свою актуальность. Пусть многого дамы уже добились, но подлинного равноправия в обществе еще не осуществляется. По-прежнему в политике и экономике главенствуют мужчины, с колебанием относятся к прогрессивным, деловым дамам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле - преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему считает себя владельцем в доме и в обществе.  
 
 

     2. Первая волна феминизма

     Во  Франции женское движение появилось  во время Великой французской  революции 1789г. В основном документе, «Декларации прав человека и гражданина»  закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза гласила: «Все люди появляются свободными и равными в правах». Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие с особым декретом, урезающим в правах женщин. Чтоб снять это противоречие, законодатели были обязаны дополнить «Декларацию» целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и равных». Дамы в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных людей собственного отечества привел к возникновению нового публичного явления – движения в защиту политических прав женщин, либо феминизма. Посреди родоначальниц – француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.

     Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала ликвидации всех мужских преимуществ. По её убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И дама никак не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее – тирания мощного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу её выслали на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», возникают и остальные листки, но продержаться им удается недолго. Дамские клубы по большей части соединяются с мужскими и поглощаются ими.

     В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны. В 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз, но все это были только незначительные завоевания. В буржуазной среде женщины так сильно врастали в семейную жизнь, что не могли ощутить между собой реальную солидарность, они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки зрения они вели паразитическое существование. Выходит, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не дозволяло это сделать, а дамы из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне конкретно как дамы.

     Таким образом, трудящиеся дамы смогли бы добиться собственных прав, только если экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было нереально.

     Во  время отката Революции дама воспользовалась  анархической свободой, но когда общество упорядочилось опять, она опять оказалась в тяжелой кабале. С феминистской точки зрения Франция опережала другие страны, но, к несчастью для современной француженки, её статус был определен во времена военной диктатуры. Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г., на целый век, предрешивший её судьбу, сильно задержал её эмансипацию. Как все военные, Наполеон хотел созидать в даме лишь мать, но как наследник буржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и давать матери преимущество перед женой: он запрещает установление отцовства и жестко описывает положение матери-одиночки и внебрачного дитя, но и замужней даме материнское достоинство жизни не облегчало. Женщина и дама не числятся гражданами, что лишает их права исполнять некие функции: занимать должность адвоката либо воспринимать на себя опекунство. Но незамужняя дама пользуется всей полнотой гражданских прав. Женщине предписывается подчинение супругу. В случае супружеской измены он может добиться её заключения под стражу и получить развод, если он убьет виновную на месте преступления, в очах закона его вина простительна. В то же время на супруга может быть наложен штраф в том случае, если он приведет сожительницу в дом, где живет его семья, и лишь тогда супруга может получить развод. Место жительства описывает мужчина, и прав на детей у него еще больше, чем у матери, и, если лишь дама не управляет коммерческим предприятием для того, чтоб она могла взять на себя обязательство, нужно разрешение супруга.

     В Америке вследствие войны за Независимость  и политический кризис политизировалось не лишь сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Дамы, ранее не питавшие энтузиазма к политике, скоро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.

     Просвещенные  дамы конца XVIII столетия в собственных письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Но культурная традиция, отделяющая конкретно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.

     Абигайль  Смит Адамс (1744-1818) в 1776г. пишет письмо своему супругу, Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание «дамам» в новом законодательстве. Неудивительно, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении дамам более широких возможностей. Привыкнув к нередкому отсутствию супруга, Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме, преодолевая бессчетные невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайль к супругу свидетельствуют о смелости и патриотизме данной дамы перед лицом голода, инфляций, эпидемий.

     Позднее Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом – М.Уорреном. Вспоминая, как она в письмах супругу вымаливала его отстоять права женщин, и в особенности замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я изрядно послужила на благо собственного пола», хотя в реальности её ходатайство результатов не возымело.

     Еще длительное время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от собственного имени и даже распоряжаться своей  заработной платой.

     В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма разглядывали брак как основное орудие подавления женщин.

     Аналогичное положение было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) в сочинении  «В защиту прав женщины» подробно обрисовала то состояние невежества и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены дамы. Она пишет: «Пустячные занятия дамы порождают и пустячное к ней отношение. Предоставляя мужчине свое тело, она притупляет свой разум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его досуга обессиливает мужчину, он будет пробовать подчинить себе женщину. И кто произнесёт, сколько еще будет нужно поколений, чтоб свободные потомки сегодняшних жалких рабынь предстали во всем обилии собственных талантов и добродетелей?» Причину создавшегося положения женщин она видит, до этого всего, в её необразованности, невозможности воплотить себя, поэтому «если дамы способны в реальности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как с животными, друзьями человека, низшими по разуму. Нет, нужно развивать разум женщин, ограждая их бодрствующими, возвышенными жизненными принципами, и пусть дамы, обретя достоинство, ощутят себя зависимыми только от Господа Бога. Пусть обучаются, подобно мужчинам, не поддаются, но следуют необходимости, и тогда дамы станут еще более привлекательным высоконравственным полом».

Информация о работе Феминистское движение