Факторы, влияющие на формирование репертуара детского самодеятельного театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

В современной литературе можно найти множество высказываний, касающихся влияния театрального искусства на умы и сердца людей. Одно из самых распространенных – высказывание Н.В. Гоголя, в котором говорится, что «театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И это действительно так, но существует и другая сторона вопроса: все дело в том, Кто «стоит» во главе такой кафедры. Кем он руководит и чем руководствуется при выборе средств в управлении. В своей работе хочется поговорить о проблеме подбора репертуара в детских самодеятельных коллективах, обозначить некоторые факторы, влияющие на формирование репертуара таких театров. Скептики могут возразить, что никакой проблемы не существует, но педагоги, работающие с самодеятельными коллективами, охотно с ними поспорят.

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ ГЛАВНОЕ.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

     ЭССЕ 

     Факторы, влияющие на формирование репертуара

     детского  самодеятельного театра 

     «Пьеса  есть вырез из жизни,

     принесенный на сцену при помощи искусства»

     французский драматург 

     Жан Жюльен.  

     В современной литературе можно найти  множество высказываний, касающихся влияния театрального искусства на умы и сердца людей. Одно из самых распространенных – высказывание Н.В. Гоголя, в котором говорится, что «театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И это действительно так, но существует и другая сторона вопроса: все дело в том, Кто «стоит» во главе такой кафедры. Кем он руководит и чем руководствуется при выборе средств в управлении. В своей работе хочется поговорить о проблеме подбора репертуара в детских самодеятельных коллективах, обозначить некоторые факторы, влияющие на формирование репертуара таких театров. Скептики могут  возразить, что никакой проблемы не существует, но педагоги, работающие с самодеятельными коллективами, охотно с ними поспорят. Проблема репертуара существовала еще с зарождением русского театра, за решение которой взялся русский драматург А.Н. Островский, который так много сделал для театра, что его по – праву считают основоположником русского театра. 

     Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

     На  протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них ставились разные акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, в большинстве своем, представляя интересы ведущего класса.

     Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить экспериментальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра. 

     Говоря  о самодеятельном детском театре, ключевым словом является словосочетание «самодеятельный детский», т.е. непрофессиональный театр.

     Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между  поколениями. Родившись во второй половине 18 века, детский театр живет активной творческой жизнью, и по сей день. Появились новые виды и формы детских театров: это и театральные кружки, и театральные объединения, и театры-студии, и муниципальные детские театры, и школьные детские театры. Через подбор репертуара непрофессиональный детский театр активно помогает формировать творческую личность ребенка.

     В условиях первых послереволюционных лет  проблема репертуара для самодеятельности приобрела свои особенности. Самодеятельное творчество, как качественно новое явление в духовной жизни советского общества, претерпело изменения в содержании и формах существования. Изменился сам подход к самодеятельности: оно получило государственные основы для развития. Не было опыта руководства самодеятельностью, не хватало педагогически образованных руководителей. Все это, вместе взятое, приводило самодеятельность к трудным поискам своего места в обществе, содержании работы, репертуаре. Вся драматургия того времени несла в себе четкие идеологические принципы общества строившего коммунизм. Культивировались нравственные и духовные ценности строителей коммунизма. Детского драматургического материала, можно сказать, почти не было. Выбирались произведения, которые можно было переложить на детское исполнение. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа могла не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение, завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители. Очень большую роль получили агитбригады и агиттеатры, репертуар которых составляли чаще всего сатирические миниатюры, скетчи, буффонады. Репертуар детских самодеятельных театров составляли в основном инсценировки сказок и современных советских писателей.

     В 90-е и последующие реформенные  годы, после отмены цензуры  выбор  пьес для театров стал разнообразней, критичней  и острее стали постановки. Появилась новая музыка, новые  тексты, ритм драматургического материала. Очень много было острой политической сатиры в спектаклях. Даже в детских спектаклях можно было увидеть цитаты на современных политических деятелей. Появились пьесы о падении нравов, деградации личности, пьесы, в которых не всегда победа добра над злом являлась кульминационным событием. Перед педагогами ставились такие задачи, как через выбранный репертуар воспитать не асоциальную личность(зрителя), а человека думающего, сопереживающего, чуткого, толерантного. Не зря в настоящий период новейшей педагогической технологией в формировании толерантности, является социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности.

     Подбор  репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице нынешнего общества. Сложности связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы, предлагая их детям. Ребята изучают жизненный материал и учатся создавать художественную модель действительности. Особенностью данных театров является формирование репертуара, точнее, отсутствие его в таком качестве, в котором принято быть в профессиональных ТЮЗах. Это обусловлено несколькими причинами:

  1. постоянное «движение» детей (приход уход). Состав самодеятельных коллективов, как правило, постоянно меняется. Дети приходят ставить спектакли и их представление об этом процессе, часто расходится с действительностью. Кто-то переоценил свои силы, у кого-то не оправдались личные амбиции, кто-то просто ищет свой вид творческой деятельности – существует множество объективных и субъективных причин, по которым дети уходят из коллектива.
  2. угасание у детей интереса к «старым», т.е. уже поставленным произведениям. Поставив и показав  несколько раз один и тот же спектакль – детям хочется скорее притупить к постановке нового драматургического произведения, испытать себя в работе над созданием нового образа, характера, пережить другие эмоции, т.е. получить новый опыт. А новый набор детей порой не соответствует выбранному репертуару по ряду причин: возраст, психологический портрет, и др.
  3. отсутствие детских драматургов, которые пишут для самодеятельности. Пьеса для самодеятельности – это особый вид драматургии. Она требует особого языка, особого подтекста, особой психологической составляющей персонажей, с которыми могут справиться непрофессиональные артисты, но и не должна быть пустой, бездумной, скучной, прямолинейной.
  4. как правило, детские самодеятельные театральные коллективы существуют в скромных помещениях, не у всех есть возможность пошива костюмов, создания декораций, профессионального записи звукового сопровождения спектакля, а, следовательно и пьесы должны быть написаны по законам классицизма: единства времени, места и действия.
  5. отсутствие педагогов узкой специализации. Давно известно, что театральное искусство является синтезом многих видов искусств и является одним из мощнейших факторов нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. К сожалению, экономические преобразования страны и реформы образования, проводимые в настоящее время, не позволяют работать по комплексным программам, что приводит к скудности выбора в средствах художественной выразительности при постановке пьесы.
  6. материально – техническая база;

Таким образом, говоря о подборе репертуара, можно определить следующие влияющие на него факторы:

- политический;

- социально-экономический;

- материально  – технический;

- социально  – педагогический.

       К сожалению, в наше время  на самодеятельные детские театральные  коллективы очень мало обращают внимание, а ведь именно в них закладываются основы социокультурного театра. Театр, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая  игра, развлечение незаметно переводят  богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Исполнительство в театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация моральное совершенствование человека. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Детское самодеятельное театральное творчество, выполняющее ряд важных социальных функций нуждается в общественной и государственной поддержке, ведь дети – наши будущее и на этом будущем экономить нельзя. 

Лахина  Ольга Вячеславовна,

Педагог дополнительного образования

МАОУ  ДОД «ДДТ№15» г. Набережные Челны,

Студентка 4 курса 801 гр  филиала  МГУКИ.

Информация о работе Факторы, влияющие на формирование репертуара детского самодеятельного театра