Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:15, реферат
В современной литературе можно найти множество высказываний, касающихся влияния театрального искусства на умы и сердца людей. Одно из самых распространенных – высказывание Н.В. Гоголя, в котором говорится, что «театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И это действительно так, но существует и другая сторона вопроса: все дело в том, Кто «стоит» во главе такой кафедры. Кем он руководит и чем руководствуется при выборе средств в управлении. В своей работе хочется поговорить о проблеме подбора репертуара в детских самодеятельных коллективах, обозначить некоторые факторы, влияющие на формирование репертуара таких театров. Скептики могут возразить, что никакой проблемы не существует, но педагоги, работающие с самодеятельными коллективами, охотно с ними поспорят.
ЭССЕ
Факторы, влияющие на формирование репертуара
детского
самодеятельного театра
«Пьеса есть вырез из жизни,
принесенный на сцену при помощи искусства»
французский драматург
Жан
Жюльен.
В современной литературе можно найти множество высказываний, касающихся влияния театрального искусства на умы и сердца людей. Одно из самых распространенных – высказывание Н.В. Гоголя, в котором говорится, что «театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И это действительно так, но существует и другая сторона вопроса: все дело в том, Кто «стоит» во главе такой кафедры. Кем он руководит и чем руководствуется при выборе средств в управлении. В своей работе хочется поговорить о проблеме подбора репертуара в детских самодеятельных коллективах, обозначить некоторые факторы, влияющие на формирование репертуара таких театров. Скептики могут возразить, что никакой проблемы не существует, но педагоги, работающие с самодеятельными коллективами, охотно с ними поспорят. Проблема репертуара существовала еще с зарождением русского театра, за решение которой взялся русский драматург А.Н. Островский, который так много сделал для театра, что его по – праву считают основоположником русского театра.
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них ставились разные акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, в большинстве своем, представляя интересы ведущего класса.
Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить экспериментальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра.
Говоря о самодеятельном детском театре, ключевым словом является словосочетание «самодеятельный детский», т.е. непрофессиональный театр.
Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Родившись во второй половине 18 века, детский театр живет активной творческой жизнью, и по сей день. Появились новые виды и формы детских театров: это и театральные кружки, и театральные объединения, и театры-студии, и муниципальные детские театры, и школьные детские театры. Через подбор репертуара непрофессиональный детский театр активно помогает формировать творческую личность ребенка.
В условиях первых послереволюционных лет проблема репертуара для самодеятельности приобрела свои особенности. Самодеятельное творчество, как качественно новое явление в духовной жизни советского общества, претерпело изменения в содержании и формах существования. Изменился сам подход к самодеятельности: оно получило государственные основы для развития. Не было опыта руководства самодеятельностью, не хватало педагогически образованных руководителей. Все это, вместе взятое, приводило самодеятельность к трудным поискам своего места в обществе, содержании работы, репертуаре. Вся драматургия того времени несла в себе четкие идеологические принципы общества строившего коммунизм. Культивировались нравственные и духовные ценности строителей коммунизма. Детского драматургического материала, можно сказать, почти не было. Выбирались произведения, которые можно было переложить на детское исполнение. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа могла не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение, завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители. Очень большую роль получили агитбригады и агиттеатры, репертуар которых составляли чаще всего сатирические миниатюры, скетчи, буффонады. Репертуар детских самодеятельных театров составляли в основном инсценировки сказок и современных советских писателей.
В
90-е и последующие
Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице нынешнего общества. Сложности связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы, предлагая их детям. Ребята изучают жизненный материал и учатся создавать художественную модель действительности. Особенностью данных театров является формирование репертуара, точнее, отсутствие его в таком качестве, в котором принято быть в профессиональных ТЮЗах. Это обусловлено несколькими причинами:
Таким образом, говоря о подборе репертуара, можно определить следующие влияющие на него факторы:
- политический;
- социально-экономический;
- материально – технический;
- социально – педагогический.
К сожалению, в наше время
на самодеятельные детские
Эстетическая
игра, развлечение незаметно
Лахина Ольга Вячеславовна,
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «ДДТ№15» г. Набережные Челны,
Студентка 4 курса 801 гр филиала МГУКИ.
Информация о работе Факторы, влияющие на формирование репертуара детского самодеятельного театра