Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:42, реферат
Гендерная асимметрия является одной из острых проблем рынка труда, что проявляется в устойчивом преобладании женщин среди безработных. Женщины ощущают неравенство возможностей при трудоустройстве и в процессе должностного роста. Женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.).
Введение …………………………………………………..................................3
Дискриминация по полу в сфере занятости …………………………….5
Мужская и женская безработица ……………………………………….6
Понятие «домохозяйство» и теории домохозяйства …………..……….8
Распределение труда в домохозяйстве ……………………………..….10
Факторы домохозяйства и возрастные модели занятости женщин…..11
Заключение ……………………………...…………………….……………....14
Список литературы ……………………..…………………………….……....15
Говоря о неравномерном распределении рабочего времени мужчин и женщин, необходимо вспомнить и о проблеме досуга. Работающая женщина экономит время для работы за счет воспитания детей, своего досуга и сна.
По данным обследования бюджета времени (распределение времени на различные виды труда в домохозяйстве и вне его между членами домохозяйства и распределение времени досуга), в Российской Федерации при практически одинаковой продолжительности рабочего дня затраты времени на ведение домашнего хозяйства составляют 15,5% времени суток у женщин и 5,5% у мужчин. Свободное время в течение рабочего дня составило 5% у женщин и 10% у мужчин.
Несмотря на то что такое распределение труда сохраняется, в мире происходят значительные изменения. Чем активнее женщина включается в процессы на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде, тем более мужья увеличивают свое «домохозяйственное» участие. Таким образом, специализация в браке (важный постулат неоклассической школы) начинает размываться. В рамках западного общества частью такого размывания является изменение структуры потребления семьи: увеличивается доля затрат на еду вне дома, на поддержание машин, семьи чаще питаются в ресторанах. Развитие бытовой техники ослабляет зависимость мужчин от женщин (мужчины проще относятся к домашнему труду при наличии бытовой техники) и сокращает время, затрачиваемое на домашний труд.
В российской экономике последнего десятилетия наблюдались обратные тенденции. Можно утверждать, что конечные социальные издержки экономических реформ были возложены на домохозяйства, а значит, в первую очередь на женщин, выполняющих основную долю домашнего труда. Показательна динамика структуры бытовых услуг населению: доля услуг, которые могут быть заменены трудом женщин в домашнем хозяйстве (услуги прачечных, ремонт и пошив одежды), сократилась, а доля «мужских» услуг не изменилась (ремонт обуви, ремонт бытовой техники, ремонт мебели) или выросла (ремонт автомобилей). Доля услуг прачечных и ателье по ремонту одежды с 1994 по 2001 г. сократилась соответственно в 3 и 1,5 раза. Доля услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств выросла в 3 раза.
Факторы домохозяйства и возрастные модели занятости женщин
Решение о предложении труда на рынке труда для каждого члена домохозяйства, особенно для женщин, зависит от влияния домохозяйственных факторов.
Основные факторы домохозяйства следующие:
1) репродуктивный фактор — рождение и воспитание детей;
2) производственный фактор — наличие производства в домохозяйстве;
3) структурный фактор — структура домохозяйства;
4) доходный фактор;
5) фактор власти — распределение ролей, обязанностей, доходов и расходов.
При этом четыре первых фактора вторичны по отношению к властному фактору, определяющему степень эгалитарности и гендерное распределение ролей в семье. Вне зависимости от доли доходов жены, муж может принимать домохозяйственные решения в ее участии.
Разные исследования демонстрируют несколько разные результаты. Одни данные свидетельствуют, что более трети опрошенных женщин (37%) вынуждены постоянно или время от времени просить мужей, чтобы те дали им денег, или отчитываются перед мужьями обо всех или большей части расходов. Доля таких женщин практически одинакова в семьях с разным материальным положением. Вместе с тем около трети женщин имеют общий бюджет с мужьями и совместно принимают решения.
Другие исследования подчеркивают наличие положительной сиязи между занятостью и уровнем заработка жены и ее участием в принятии решений в семье. Официальный брак в большей степени, чем незарегистрированный или партнерские отношения, может быть институтом воспроизводства гендерной асимметрии в структуре семейных властных отношений. В частности, экономическое насилие более распространено в официальных союзах, в неофициальных союзах мужчины активнее участвуют в домашнем труде.
Экономическая независимость женщин, связанная с ростом уровня индивидуальных доходов, не является достаточным критерием для оценки степени равенства в семье не только в отношении распределения домохозяйственного труда, но и в распределении доходов домохозяйства. Домохозяйственный совокупный доход (или семейные деньги) состоит из следующих частей: доля доходов ни непосредственные расходы мужчин; доля доходов на непосредственные расходы женщин; доля средств на домохозяйственные нужды, управляемая женщиной; доля средств на домохозяйственные нужды, управляемая мужчинами; общие средства на поддержание домохозяйства. Относительно равномерно распределяются только общие средства. Что касается «женских долей в доходах», то здесь наблюдается значительное гендерное неравенство.
Все перечисленные факторы домохозяйства в совокупности влияют на возрастные модели занятости (семейных) женщин. На протяжении жизненного цикла женщины могут реализовывать различные модели занятости.
Если женщина не прекращает профессиональную деятельность на протяжении жизненного цикла вне зависимости от рождения ребенка (отпуск по уходу за ребенком не считается перерывом и профессиональной деятельности), то такая модель принимает «плато» (беспиковая модель); она наблюдается в России на протяжении многих десятилетий. Рождение ребенка и уход с рынка труда после непродолжительного периода работы приводит к раннепиковой модели. Выход на рынок труда после рождения и воспитания детей — к позднепиковой модели. Длительный перерыв в профессиональной деятельности в связи с рождением детей и возвращение на рынок труда формирует двупиковую модель.
Выбор модели занятости зависит не только от наличия детей, их возраста, интервала между рождениями детей, не только от дохода домохозяйства или наличия бабушек и прочих членов семьи, которые могут участвовать в уходе за детьми, но и от властного фактора — распределения репродуктивного труда между супругами, от доступа женщины к распоряжению доходом домохозяйства, степени эгалитарности в принятии различных решений (позволяет ли муж женщине иметь право голоса, в том числе и в отношении ее занятости на рынке труда).
Заключение
В последние годы появилось немало работ по гендерной тематике в целом, и, в частности, по проблеме дискриминации женщин на рынке труда в России. Влияние экономического и социального кризисов неодинаково отразилось на многих аспектах социально-экономического положения мужчин и женщин. Именно женщины преобладают среди безработных, низкооплачиваемых работников, уровень участия их в принятии экономических, административных, политических решений чрезвычайно низок, а степень зависимости от социальных гарантий исключительно высока.
Преодоление этих негативных моментов требует выработки целостной системы мер в области социально-экономической политики и в правовой сфере. Необходимо развитие методических подходов к изучению женской занятости, понятийного аппарата и способов анализа статистической информации.
Список литературы
1. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2005
2. Жеребкин С. Введение в гендерные исследования. – М.: Алетейя, 2010
13
Информация о работе Факторы домохозяйства и возрастные модели занятости женщин