Естественные
науки изучают природу, социально-гуманитарные
— общество. И те, и те изучают человека.
Его биологическую природу изучают науки
естественные, а социальные качества человека
— общественные.
Если естественные науки изучают
природу, которая существовала
и может существовать независимо
от человека. то науки общественные
не могут познавать общество, не изучая
деятельность людей, живущих в нем, их
мысли и стремления. Естественные науки
изучают объективные связи между природными
явлениями, а для общественных важно обнаружить
не только объективные взаимозависимости
между различными социальными процессами,
но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают обобщенные
теоретические знания. Они характеризуют
не отдельный природный объект,
а общие свойства всей совокупности
однородных объектов. Социальные
науки изучают не только общие
признаки однородных общественных
явлений, но и черты отдельного,
неповторимого события, особенности
единичного социально значимого
действия, состояние общества в
данной стране в определенный
период, политику конкретного государственного
деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об
особенностях социальных наук
значительно больше. Но при всей
их специфике общественные науки
— это неотъемлемая часть большой
науки, в которой они взаимодействуют
с другими предметными областями
(естественными, техническими, математическими).
Подобно другим областям научных
исследований, социальные науки
имеют целью постижение истины,
обнаружение объективных законов
функционирования общества, тенденций
его развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
НАУК
Существуют различные классификации
этих социальных наук. Согласно
одной из них, общественные, как
и иные, науки в зависимости
от их связи с практикой
(или удаленности от нее) делятся
на фундаментальные и прикладные. Первые
выясняют объективные законы окружающего
мира, а вторые решают проблемы применения
этих законов для решения практических
задач в производственной и социальной
областях. Но граница между этими группами
наук условна и подвижна.
Общепринятой является классификация,
основанием которой является
предмет исследования (те связи
и зависимости, которые непосредственно
изучает каждая наука). С этой
точки зрения можно выделить
следующие группы социальных
наук:
исторические науки (отечественная история,
всеобщая история, археология, этнография,
историография и др.);
экономические науки (экономическая
теория, экономика и управление
народным хозяйством, бухгалтерский
учет, статистика и т. д.);
философские науки (история философии,
логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки (литературоведение,
языкознание, журналистика и др.);
юридические науки (теория и
история государства и права,
история правовых учений, конституционное
право и т. п.);
педагогические науки (общая педагогика,
история педагогики и образования,
теория и методика обучения
и воспитания и т. д.);
психологические науки (общая
психология, психология личности, социальная
и политическая психология и
др.);
социологические науки (теория, методология
и история социологии, экономическая
социология и демография и
т. д.);
политические науки (теория политики,
история и методология политической
науки, политическая конфликтология,
политические технологии и пр.);
культурология (теория и история культуры,
музееведение и др.).
В профильном классе особое
внимание уделяется исторической,
социологической, политической, психологической,
экономической, юридической, правовой
наукам и философии. Особенности
истории, экономики и права
раскрываются в самостоятельных
курсах. Сущность философии, социологии,
политологии, социальной психологии
рассматривается в данном курсе.
Философия об обществознании
Сам термин «социально-гуманитарное
познание» указывает на то, что
обществознание «составлено» из
двух разных видов познания, т.
е. термин этот фиксирует не
столько связь, сколько различия.
Ситуация становления научного
обществознания «подкрепила» эти
различия, обособив, с одной стороны,
социальные науки, ориентированные
на изучение структур, общих связей
и закономерностей, и, с другой
стороны, гуманитарное познание
с его установкой на конкретно
индивидуальное описание явлений
и событий общественной жизни,
человеческих взаимодействий и
личностей. Вопрос о соотношении
социального и гуманитарного
в обществознании был предметом
постоянных дискуссий; в ходе
этих дискуссий побеждали то
сторонники четкого методологического
определения дисциплин (и, соответственно,
размежевания), то сторонники их
методологического сближения (и
соответствующей предметной интеграции).
Однако важно отметить, что указанное
различение и противопоставление
социальных и гуманитарных дисциплин
научного обществознания в основном
трактовалось как ситуация «естественная»,
соответствующая общей логике
разделения и связывания человеческой
деятельности. Само оформление этой
ситуации в недолгой и недавней
истории становления научного
обществознания, как правило, во
внимание не принималось.
Различия социальных наук и
гуманитарного познания проявлялись
и в отношениях научного обществознания
с повседневным сознанием людей.
Социальные науки четко противопоставлялись
повседневному сознанию как специфическая
область теорий, понятий и концепций,
«возвышающихся» над непосредственным
отображением людьми их обыденной
жизни (отсюда в догматическом
марксизме — идея внедрения
научного мировоззрения в повседневное
поведение людей). Гуманитарное познание
в значительно большей степени
считалось со схемами повседневного
человеческого опыта, опиралось
на них, более того, часто оценивало
научные построения через их соответствие
формам индивидуального бытия и сознания.
Иными словами, если для социальных наук
люди были элементами той объективной
картины, которую эти науки определяли,
то для гуманитарного познания, напротив,
формы научной деятельности проясняли
свое значение как схемы, включенные в
совместную и индивидуальную жизнь людей.