Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:52, реферат
Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют духовно-нравственный облик социального работника.
1. Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
2. Гуманистическая сущность социальной работы
3. Основополагающая роль морали в социальной работе
Библиографический список
Содержание
1. Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
2. Гуманистическая сущность социальной работы
3. Основополагающая роль морали в социальной работе
Библиографический
список
1. Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
социальный работа духовный нравственный
В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностно-нравственных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, в решающей степени влияет на систему межличностных отношений. Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важное место в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культурой специалиста является необходимым условием его высокой квалификации.
Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют духовно-нравственный облик социального работника.
Совесть социального работника проявляется как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности представляет собой индивидуализированную форму отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими людьми и перед самим собой. В качестве нравственного регулятора совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности, исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.
Честность является важным качеством социального работника. Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честность должна проявляться и в словах и в практических действиях. Он обязан выполнять обещание, данное клиенту. Социальный работник обязан правдиво информировать клиента о путях и возможностях решения имеющейся проблемы, не скрывая трудностей и совершенных ошибок.
Внимательность и наблюдательность, несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник должен чувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом. Он обязан безошибочно оценить внутреннее состояние клиента и организовать взаимодействие с учетом его самочувствия, настроения и желаний. Внимательность и наблюдательность позволяют социальному работнику своевременно и правильно принять наиболее оптимальное решение в той или иной ситуации.
Терпимость является необходимым качеством личности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательном подавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов. Терпимость предопределяет уважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, интересам, мнениям, идеям, привычкам, верованиям других людей. В то же время терпимость не означает примирения социального работника с негативными идеями или действиями клиента, которые способны нанести вред самому клиенту, окружающим его людям или обществу.
Тактичность: в силу специфики своей деятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными, социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознания того, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить свои проблемы и вынуждены получать социальную помощь. Поэтому тактичность как качество личности социального работника жизненно необходима и обусловлена его деятельностью. Социальный работник обязан предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, другими людьми.
Именно благодаря профессиональному такту, выработанному на основе тактичности как личностного качества, социальный работник может прогнозировать все возможные обстоятельства, ведущие к нежелательному для клиента развитию событий, определять меру полезности конкретных поступков и действий. Специалист должен предвидеть и исключать такие ситуации, в которых бы был унижен или поставлен в неловкое положение клиент, задето его самолюбие.
Выдержка и самообладание - эти качества личности социального работника, которые в значительной мере определяют успешность его профессиональной деятельности. Общаясь с клиентами, социальный работник всегда должен учитывать их эмоциональное состояние. Он обязан сохранять спокойствие, уметь управлять своими эмоциями даже в том случае, если по отношению к нему со стороны клиента будет проявляться грубость, агрессия и другие негативные эмоциональные проявления. Если социальный работник не будет уметь регулировать свое эмоциональное состояние, в этом случае он не сможет адекватно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Доброта социального работника деятельна и реализуется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении оказать своевременную помощь и создать необходимые условия, в которых клиент сам смог бы справится со своими затруднениями. Доброта не означает соглашательства и потворствования всем прихотям клиента. Социальный работник в интересах дела должен уметь принципиально относиться к клиенту, говорить даже неприятную информацию.
Объективность: социальный работник должен стремиться к игнорированию своих симпатий и антипатий. Он обязан объективно оценивать ситуацию, потенциальные возможности клиента и в соответствии с этим строить свою дальнейшую работу. Объективность нужна и при оценке необходимости оказания помощи группе клиентов. Социальный работник не должен допускать ошибки в оценке совокупности обстоятельств каждого из клиентов и оказывать одному клиенту более значительную помощь в ущерб другому. Каждый клиент должен получать помощь, адекватную сложившейся ситуации.
Любовь к людям помогает социальному работнику преодолевать непонимание, отчужденность, недоверие со стороны клиента, создавать в процессе общения дружескую и доверительную морально-психологическую атмосферу. Встречаясь с людьми которые не всегда вызывают симпатию, социальный работник, тем не менее, должен акцентировать свое внимание на положительных чертах и качествах клиента, смотреть на людей через призму любви. Чувство любви позволяет социальному работнику действенно влиять на внутренний мир клиента, стимулировать развитие его личности. Равнодушное отношение к человеку резко снижает уровень взаимодействия социального работника и клиента.
Самокритичность способствует совершенствованию профессионального мастерства социального работника. Специалист должен систематически анализировать свои поступки и действия, выявлять ошибки и собственные недостатки. Критическое отношение к себе и своему поведению дает возможность специалисту развивать положительные черты и качества. Вместе с тем социальный работник не должен взваливать на себя всю вину за неудачное развитие событий, закрывать глаза на негативное влияние в них других людей. Чрезмерное самобичевание может вызвать у специалиста безысходность, пессимизм и неуверенность в себе и своих силах.
Терпение является необходимым качеством социального работника. Ему приходится общаться с людьми, которые в силу возрастных (ослабление памяти и др.) и эмоциональных (раздражительность, упрямство и др.) особенностей трудны в общении. Социальный работник обязан с готовностью и пониманием выслушать клиента даже в том случае, если его высказывания носят бредовый, фантастический характер, повторить если необходимо несколько раз одно и то же и т.д. Таким образом, специалист должен стремиться к достижению взаимопонимания, доверия клиента. Только в этом случае деятельность социального работника может принести положительные результаты.
Коммуникабельность - одно из главных качеств социального работника. Коммуникабельность является залогом успешной профессиональной деятельности, потому что именно в процессе общения происходит знакомство с клиентом и его проблемами, определяются план совместных действий, пути и средства его реализации, обсуждается ход реализации принятых решений и конечные результаты, осуществляется в случае необходимости корректировка в совместной деятельности. В процессе общения с коллегами социальный работник знакомится с лучшим опытом работы, использует его в своей практике и содействует широкому распространению, обсуждает общие проблемы и актуальные вопросы своей работы. Общение с представителями государственных и коммерческих учреждений дает возможность решить организационные вопросы, необходимые для нормальной деятельности социальной службы.
Оптимизм необходим социальному работнику в силу специфики работы, которая изобилует большим числом стрессовых ситуаций и требует особенного душевного настроя. Несмотря на то, что специалист часто сталкивается со злом и несправедливостью, видит несчастных, страдающих людей он не должен отчаиваться и впадать в уныние, а обязан сохранять душевное спокойствие, веру в справедливость и торжество добра, нести людям радость, надежду и веру в лучшее. Отсутствие оптимизма у социального работника деморализует клиента, создает атмосферу пессимизма, недоверия в улучшении существующего положения, что негативно влияет на результаты работы. Учитывая важную роль психологического настроя клиента в процессе решения существующих проблем следует признать оптимизм обязательной чертой личности социального работника.
Сила воли в практической деятельности социального работника играет чрезвычайно важную роль. Развитие волевых качеств специалиста происходит в процессе профессиональной деятельности, глубокого осознания своего долга. Воля социального работника проявляется в умении доводить начатое дело до конца, не пасовать перед трудностями, мобилизовываться для решения поставленных задач, преодолевая себя и свои слабости. Сила воли специалиста оказывает позитивное влияние на клиентов, преодолевая их неуверенность, нерешительность, разочарованность. Волевое воздействие социального работника помогает клиенту поверить в свои силы, повысить самооценку, изжить отношение к себе, как к неудачнику, не способному изменить жизнь к лучшему, повысить личностный потенциал и социальную активность.
Эмпатия является необходимой чертой личности социального работника. Способность к сопереживанию и сочувствию развивается в процессе накопления специалистом жизненного и профессионального опыта. Для людей, обратившихся за помощью в социальные службы, проявление сочувствия, сострадания, сопереживания к ним со стороны социальных работников играет первостепенную роль. Даже высокопрофессиональное выполнение обязанностей без проявления сочувствия и сострадания вызывает чувство неудовлетворения у клиентов. Напротив, социальному работнику, неравнодушному, искренне и глубоко проявляющему участие в жизни клиента, прощаются изъяны в профессионализме. Такие специалисты производят более благоприятное впечатление и пользуются доверием и любовью клиентов.
Стремление к самосовершенствованию у социального работника в процессе профессиональной деятельности должно проявляться постоянно. Это качество необходимо любому человеку, но в деятельности социального работника играет особенно важную роль. Постоянный самоанализ своей деятельности и поведения, нравственный поиск смысла жизни и своего места в ней, стремление к высшим ценностям способствует росту профессионализма, духовности и моральности социальных работников. Стремление специалиста к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию является наглядным примером для клиента и благоприятствует развитию его моральных качеств, социальной активности. Если же социальный работник не уделяет самосовершенствованию должного внимания, в таком случае он не может рассчитывать на уважительное отношение клиента. Его личностный потенциал будет не раскрытый, что негативно скажется на качестве его работы.
Творческое мышление необходимо социальному работнику для оптимального взаимодействия с клиентом, так как в социальной практике встречаются самые разнообразные клиенты и ситуации, Каждый конкретный случай требует от специалиста гибкого, неординарного отношения, учитывающего все особенности решаемой проблемы. Нестандартное и добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей позволяет социальному работнику достигать наивысших результатов в своей работе. Отсутствие творческого мышления снижает эффективность деятельности специалиста. В этом случае, действуя шаблонно и однообразно, не учитывая своеобразия клиента и ситуации, социальный работник может вызвать обиду и разочарование людей.
Как
видно, роль личностных качеств социального
работника чрезвычайно велика в его профессиональной
деятельности. Духовные ценности общества
и профессии оказывают большое влияние
на формирование и развитие духовно-нравственных
качеств специалиста. В то же время практическое
проявление высокой духовно-нравственной
культуры социальных работников оказывает
благотворное влияние на моральный климат
социума, способствует повышению уровня
общественной морали.
Информация о работе Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере