Долг социального работника перед профессиональной группой

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа — молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость, уже стало очевидным, что в обществе с высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономикой (каким стремится стать российское общество) без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Специалисты по социальной работе, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Работа содержит 1 файл

этические основы.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Долг социального  работника перед профессиональной группой.

 

Социальная работа —  молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость, уже  стало очевидным, что в обществе с высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономикой (каким стремится стать российское общество) без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Специалисты по социальной работе, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Для каждого члена  трудового коллектива профессиональным долгом является завоевание высокого авторитета не только перед коллегами, но и перед клиентами и их близкими, уважения у представителей различных государственных и общественных организаций, общества в целом.

Престиж профессии —  это престиж ее представителей, оценка обществом их деятельности и морального облика, их социальной значимости, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности.

Социальная работа — одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением — своими клиентами и их близкими в процессе работы — и опосредованно — с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.

Социальная работа всегда является делом всего коллектива социальных работников. Поддержание  коллектива – это профессиональный долг социального работника. Коллектив – это ближайшая среда, в которой действует социальный работник. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства.

Коллектив социальных работников состоит из людей, различающихся по возрасту, полу, интересам, нравственным идеалам. Объединяющим началом социальных работников в коллективе должны быть цели и задачи коллектива, методы и средства работы, разделяемые его членами. Социальная работа может быть успешной только в "команде", так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением специалистов из других организаций.

Работа в  единой команде, в коллективе требует  реализации следующих принципов:

1) подчинение  целям коллектива, выражающим профессионально-

значимые ценности социальной работы;

2) обеспечение  согласованных действий в выполнении  этих целей;

3) ответственность  за деятельность команды, предполагающая  необходимость критического отношения  к негативным явлениям в деятельности коллег.

В профессионально-этическом  кодексе утверждается необходимость  «выстраивать» отношения между  коллегами на принципах уважения, честности, вежливости. Если первые два  принципа характеризуют сущность нравственных отношений, то вежливость – внешнюю форму взаимоотношений.

Этические нормы  социального работника по отношению  к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разрешить) моральные конфликты  в коллективе.

Опыт организации  социальных служб в нашей стране свидетельствует о том, что большая часть их сотрудников – это женщины. Это обстоятельство, пожалуй, в большей степени, чем для других профессий, обусловливает важность в кодексе тех требований, соблюдение которых создавало бы наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Разработчики  кодекса в этой связи придают  важность тому, чтобы определить, на какой основе должно существовать общение  между коллегами. Этой основой являются профессиональные интересы и убеждения. Укреплять профессиональные отношения с коллегами можно только на этой основе.

Продуктивность  профессиональных взаимоотношений  предполагает также, с одной стороны, уважать доверие коллег, а, с другой стороны, оказывать помощь коллегам в осуществлении профессионально компетентных действий. Формами такой помощи является поддержание, например, в кабинетах, где осуществляется приём клиентов несколькими социальными работниками, таких ситуаций, которые бы проявлением вежливости, тактичности по отношению друг к другу и к клиентам.

Значимость  уважения к коллегам невозможно переоценить. Почтительное отношение к коллегам, основанное на признании их точки  зрения, их творческих находках не только укрепляют отношения между коллегами, но делают возможным распространение  их опыта, что способствует более эффективному ведению социальной работы. Не малую роль в признании достоинств коллеги играет отсутствие зависти, чувства досады, вызванного профессиональными успехами коллеги.

Отсутствие  зависти позволит не только честно оценивать квалификацию другого человека, но и не позволит использовать в укреплении своих позиций, средства, далёкие от морали. Например, использование конфликта между руководителем и клиентом в своих корыстных целях. Более того, нравственной является позиция, когда необходимо защищать коллегу, с которым обходятся несправедливо.

Уважение, честность, беспристрастность, как записано в  кодексе, должны проявляться также  в случаях, когда социальному  работнику приходится замещать коллегу. Это должно обеспечить такие действия, которые осуществляются в «интересах репутации того, кого замещают». При этом социальный работник не может без необходимого согласования с коллегой взять на себя ответственность за его клиента, работая с клиентом коллеги как со своим «собственным».

Кодекс социального  работника также несёт в себе регламентацию требований к взаимоотношениям между коллегами для тех ситуаций, когда один из коллег выступает в  роли эксперта, руководителя, наставника. В этих случаях (как и в случаях  приёма на работу) также необходимы проявления уважения, деликатности, вежливости, даже, если действия социального работника заслуживает критики (если предстоит отказать в приёме на работу). Профессиональная честность, проявляемая в этих ситуациях, состоит в оценке деятельности коллег на основе «чётко сформулированных критериев», а также доведения оценок до коллег в доброжелательной, «спокойной, деликатной и беспристрастной форме».

Профессиональным долгом социального  работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом.

Коллектив учреждения социальной защиты является для социального работника  его ближайшим окружением, средой, в которой развиваются его творческие профессиональные возможности и личностные качества. В коллективе он получает совет, помощь и поддержку, защиту личного достоинства. Однако эти функции по отношению к своему члену коллектив может выполнить лишь в том случае, если в нем господствует профессиональная мораль и все его члены соблюдают определенные обязательства друг перед другом.

Каждый социальный работник несет  ответственность за эффективность  деятельности всего коллектива.

Такая ответственность накладывает на социального работника определенные обязательства. Он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

Профессиональным долгом по отношению  к коллегам является и оказание им всесторонней помощи, — и не только потому, что данный конкретный социальный работник неизбежно окажется в ситуации, когда ему самому потребуется помощь, опыт и поддержка коллег. Дело в том, что взаимопомощь членов коллектива, передача своего мастерства коллегам повышает профессиональный уровень всего коллектива и тем самым повышает эффективность работы, а, следовательно, значимость и авторитет, самоуважение и взаимное уважение социальных работников, создает творческую, товарищескую атмосферу.

В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЭТИЧЕСКОМ  КОДЕКСЕ  СОЦИАЛЬНОГО  РАБОТНИКА  РОССИИ  раздел третий посвящен ЭТИЧЕСКИМ НОРМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ.

В частности, в Кодексе записано, что социальный работник должен проявлять  уважение, честность, вежливость по отношению  к своим коллегам.

«Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:

а) социальному работнику следует  обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

б) социальный работник должен уважать  доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать  и поддерживать ситуации, облегчающие  коллегам этические, профессионально  компетентные действия;

г) при работе с клиентом социальному  работнику необходимо детально и  честно представить данные о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действовать в интересах  репутации того, кого замещает;

е) социальный работник не должен использовать конфликт между коллегой и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику следует  искать арбитраж (арбитраж: 1) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) государственный орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр: 1) посредник в спорах, третейский судья; 2) то же, что и судья) или объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику  необходимо распространять свое уважение и к коллегам, не связанным непосредственно со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий  функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношу нию к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и  подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

к) сотрудник социальной службы, ответственный  за прием на работу и оценку деятельности других социальных работников, должен выполнять эту обязанность в  спокойной, деликатной, беспристрастной  манере на основе четко сформулированных критериев;

л) социальный работник, ответственный  за оценку других социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой».

Социальный работник обязан выстраивать  хорошие отношения с клиентами коллег.

«Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:

а) социальный работник не должен брать  на себя профессиональную ответственность  за клиента другого коллеги без  соответствующих согласований с  этим коллегой;

б) социальный работник, обслуживающий  клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного  обстоятельства, должен обслуживать  их с таким же вниманием, как и  своих «собственных» клиентов».

Социальный работник имеет ЭТИЧЕСКИЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Обязательства по отношению к руководящей  организации состоят в следующем.

«Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:

а) социальный работник должен работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб;

б) социальному работнику следует  действовать таким образом, чтобы  предупредить и исключить ошибки, недостатки в политике и практике приема на работу в его организации;

в) социальный работник должен использовать ресурсы руководящей организации  очень скрупулезно и только на те нужды, на которые эти ресурсы  предназначены».

Таким образом,  профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым целям и согласованности действий всех членов коллектива.

 

Список использованной литературы 

1. Бербешкина З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И.  М.: РГСИ.  2007. – С.147

2. Гусейнов А.А. Социальная  природа нравственности.  М.: Издво МГУ, 2006. – С.149

3. Капто А.С. Профессиональная этика. В 2х ч. Учебное пособие.  М.: РИЦ ИСПИРАН.  2001. – С.322

4. Константинов, Ф.В. Новая  философская энциклопедия. В 4х  тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

Информация о работе Долг социального работника перед профессиональной группой