Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:36, доклад
Девиантное, или отклоняющееся, поведение – понятие социально-психологическое, т.к. обозначает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
Трубин Роман
ИТиСС-17
(Материалы
доклада взяты сайта http://
Девиантное поведение: благо или зло?
Нарушения поведения, его
отклонения от общепринятых норм встречаются
среди подростков довольно часто. Характер
нарушения поведения у детей
и подростков может быть самым
разнообразным. Чаще всего они выражаются
в противоправных действиях, игнорировании
существующих требований и порядков,
пьянстве, сексуальной распущенности,
наркотизации, бродяжничестве, суицидальных
тенденциях.
Нарушение поведения – это отклонения
от нормы внешне наблюдаемых действиях
(поступков), в которых реализуется внешнее
побуждение человека. Они могут проявляться
как в практических действиях (реальное
нарушение поведения), так и в высказываниях,
суждениях (вербальное нарушение поведения).
• Девиантное, или отклоняющееся, поведение
– понятие социально-психологическое,
т.к. обозначает отклонение от принятых
в данном обществе норм межличностных
взаимоотношений: действий, поступков
и высказываний, совершаемых в рамках
психического здоровья.
Многочисленные попытки систематизации
нарушения поведения недостаточно успешны,
что прежде всего связано с отсутствием
четких диагностических корректив. В принятой
у нас классификации выделяют:
1) антисоциальное, т.е. невыполнение нравственных
норм поведения в обществе;
2) антидисциплинарное, т.е. нарушение режима
и дисциплины, принятых в учебно-воспитательных
учреждениях;
3) делинквентное, т.е. потивоправное;
4) аутоагрессивное.
В клинической и педагогической практике
часто встречаются реакции, которые проявляются,
в основном, интуитивно обусловленными
нарушениями поведения:
• побеги из дома и бродяжничество;
• ранней алкоголизации, наркоманией
и токсикоманией;
• суицидальным поведением;
• транзиторными сексуальными девиациями.
Психопатии – это такие аномалии характера,
которые определяют весь психический
облик индивидуума, накладывая на весь
его существенный склад свой властный
отпечаток, мешая приспосабливаться к
окружающей среде.
Нарушение адаптации или точнее социальной
дезадаптации в случаях психопатии обычно
проходят через весь подростковый период.
Нарушается также адаптация к среде своих
сверстников – страдающий психопатией
подросток либо вообще неспособен устанавливать
с ними контакт, либо отношения бывают
полными конфликтов, либо способность
адаптироваться ограничивается жестоко
очерченными пределами – небольшой группой
подростков, ведущий аналогичный , большей
частью асоциальный образ жизни.
Существуют III степени психопатии и II степени
акцентуации характера:
Тяжелая психопатия – (степень III) – нарушения
поведения могут достигать уголовных
преступлений; суицидных актов и других
действий, грозящих тяжелыми последствиями
для самого психопата и его близких.
Выраженная психопатия (степень II); слабовыраженная
психопатия (степень I).
Акцентуированные подростки представляют
определенную опасность – они податливы
пагубным влияниям среды и психическим
травмам.
Реакция отказа от контактов, от игр, от
пищи возникает у детей, внезапно
оторванных от матерей, от семьи, от привычного
места (помещение в детское
Реакция ОППОЗИЦИИ – может быть вызвана
чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной
для него нагрузкой, требованиями. Но чаще
эта реакция бывает следствием утраты
или резкого уменьшения привычного внимания
со стороны матери или близких (появление
в семье отчима, мачехи, сестры или брата).
Реакция имитации – стремление подражать
во всем определенному лицу или образу.
Отрицательная имитация – своеобразное
извращение реакции имитации.; реакция
группирования со сверстниками; реакция
эмансипации.
Подростковые поведенческие реакции могут
обнаруживаться по разному. В патологических
случаях на 1-ом месте из проявлений стоят
такие нарушения, как:
- уклонение от учебы и труда;
- мелкое хулиганство и мелкое воровство;
- пренебрежение правилами поведения в
общественных местах;
- вызывающая манера вести себя;
- драки и другие поступки – все это последнее
время получило название делинквентое
поведение.
Причинами подростковой делинквентности
являются недостатки воспитания. От 30
-50 % делинквентных подростков вырастают
в неполной семье – без отца, матери или
в семье «деформированной». Делинквентность
в 90% сочетается с злоупотреблением алкоголем.
Близко к делинквентности примыкают побеги
из дома, интернатов, бродяжничество, за
ними следует алкоголизация и знакомство
с наркотиками. Наконец, важное место среди
крайних форм выявления специфически
подростковых реакций занимает суицидное
поведение. Другие проявления поведенческих
реакций – сексуальная девиантность.
Алкоголизация подростков самое страшное
проявление того большого социального
зла, которое называется словом «алкоголизм».
Ранняя алкоголизация и неалкогольная
токсикомания возникают чаще всего как
одно из следствий делинквентности. Тяготение
к легким развлечениям и удовольствиям
– одна из главных черт этой группы больных.
Среди употребляющих алкоголь подростков
очень часты случаи алкоголизации близких
родственников, антисоциальные тенденции
семьи.
Значительное распространение сегодня
получили неалкогольные токсикомании.
К ним можно отнести употребление лекарственных
средств (веществ), не относящихся к группе
наркотиков, предметов бытовой химии.
В детском возрасте особенно характерным
стало применение летучих веществ для
получения наркотического эффекта. Для
токсикомании характерно развитие групповой
психологической зависимости.
Токсикоманию можно разделить на 2 группы:
токсикоманию как патологическое • токсикоманию
как вариант нарушения состояние поведения
Токсиманическое поведение, даже не достигая
паталогического состояния, часто приводит
к социальной дезодаптации. В формировании
токсиманического поведения большую роль
играют реакции группирования, имитации,
оппозиции, характерные для подросткового
возраста.
Исследования ряда авторов показали значение
личностных особенностей детей и подростков,
склонных к токсикомании. Наиболее часто
употребляющие токсимонические вещества
дети и подростки неустойчивого типа характера.
Исследования семей данной группы выявило
преобладание социального неблагополучия
(алкоголизм, наркомания родителей; правонарушения
членов семьи; неполные семьи). Воспитание
детей в таких семьях проходит в условиях
безнадзорности. Воздействие токсиманического
вещества на организм ребенка приводит
к развитию неврозоподобного, психоподобного
синдромов, ухудшает адаптацию таких детей
в условиях учебного развития.
Исследования алкоголизации и токсикомании,
а также наркомании у подростков направлены
на выяснение значения социально-психологических
факторов роли неполной семьи, алкогольного,
наркотического примера родителей.
- хронический алкоголизм – 6%
- злоупотребление алкоголем – 23%
- алкогольная отягощенность в целом –
28%
- наркомания – 9%
- ненаркотический наркотизм – 19%
- не злоупотребление ни алкоголем, ни
наркотическими веществами – 43%
Важный мотив интереса
к наркотикам для подростков –
любопытство, поиск необычных ощущений
и переживаний. При этом, подростка
неустойчивого типа привлекает элементарное
ощущение блаженства, гипертима и истероида
– возможность получить необычные ощущения,
«расширить мир» и завоевать определенное
положение среди сверстников, а для шизоида
наркотик нередко оказывается допингом,
способным облегчить контакты, преодолеть
и заглушить внутренние противоречия.
Вслед за любопытством стоит подражание
приятелям, желание не отставать от своей
группы, солидарность с группой.
Термин «суицидальное поведение» объединяет
все формы появления суицидальной активности
– мысли, намерения, высказывания, угрозы,
пытки, покушения.
В последние 10-15 лет суицидальное поведение
подростков стало весьма актуальной проблемой.
Суицид как причина смерти у подростков
опережает туберкулез, пневмонию и полиомелит.
Отличается, что до 13 лет суицидальные
попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная
активность быстро возрастает, достигая
максимума в 16-19 лет – 32% попыток приходится
на 17-летних, 31% – на 16-летних, 21% – на 15-летних,
12% на 14-летних и 4% на 12-13-летних.
По мнению французских психиатров суицидальные
попытки более часты у мальчиков, а среди
совершивших эти попытки больных психозами
было не более 5%.