Дивиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:36, доклад

Описание работы

Девиантное, или отклоняющееся, поведение – понятие социально-психологическое, т.к. обозначает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Работа содержит 1 файл

дивиантное.docx

— 18.74 Кб (Скачать)

Трубин Роман

ИТиСС-17

(Материалы   доклада взяты сайта  http://soc-work.ru ("Социальная работа»))

Девиантное поведение: благо или зло?


Нарушения поведения, его  отклонения от общепринятых норм встречаются  среди подростков довольно часто. Характер нарушения поведения у детей  и подростков может быть самым  разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании  существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, наркотизации, бродяжничестве, суицидальных тенденциях. 
Нарушение поведения – это отклонения от нормы внешне наблюдаемых действиях (поступков), в которых реализуется внешнее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). 
• Девиантное, или отклоняющееся, поведение – понятие социально-психологическое, т.к. обозначает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. 
Многочисленные попытки систематизации нарушения поведения недостаточно успешны, что прежде всего связано с отсутствием четких диагностических корректив. В принятой у нас классификации выделяют: 
1) антисоциальное, т.е. невыполнение нравственных норм поведения в обществе; 
2) антидисциплинарное, т.е. нарушение режима и дисциплины, принятых в учебно-воспитательных учреждениях; 
3) делинквентное, т.е. потивоправное; 
4) аутоагрессивное. 
В клинической и педагогической практике часто встречаются реакции, которые проявляются, в основном, интуитивно обусловленными нарушениями поведения: 
• побеги из дома и бродяжничество; 
• ранней алкоголизации, наркоманией и токсикоманией; 
• суицидальным поведением; 
• транзиторными сексуальными девиациями. 
 
Психопатии – это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его существенный склад свой властный отпечаток, мешая приспосабливаться к окружающей среде. 
Нарушение адаптации или точнее социальной дезадаптации в случаях психопатии обычно проходят через весь подростковый период. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще неспособен устанавливать с ними контакт, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестоко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущий аналогичный , большей частью асоциальный образ жизни. 
Существуют III степени психопатии и II степени акцентуации характера: 
Тяжелая психопатия – (степень III) – нарушения поведения могут достигать уголовных преступлений; суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата и его близких. 
Выраженная психопатия (степень II); слабовыраженная психопатия (степень I). 
Акцентуированные подростки представляют определенную опасность – они податливы пагубным влияниям среды и психическим травмам. 

 
Реакция отказа от контактов, от игр, от пищи возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, от семьи, от привычного места (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и т.д.) Существуют различные виды реакций. 
Реакция ОППОЗИЦИИ – может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, требованиями. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны матери или близких (появление в семье отчима, мачехи, сестры или брата). 
Реакция имитации – стремление подражать во всем определенному лицу или образу. 
Отрицательная имитация – своеобразное извращение реакции имитации.; реакция группирования со сверстниками; реакция эмансипации. 
 
Подростковые поведенческие реакции могут обнаруживаться по разному. В патологических случаях на 1-ом месте из проявлений стоят такие нарушения, как: 
- уклонение от учебы и труда; 
- мелкое хулиганство и мелкое воровство; 
- пренебрежение правилами поведения в общественных местах; 
- вызывающая манера вести себя; 
- драки и другие поступки – все это последнее время получило название делинквентое поведение. 
Причинами подростковой делинквентности являются недостатки воспитания. От 30 -50 % делинквентных подростков вырастают в неполной семье – без отца, матери или в семье «деформированной». Делинквентность в 90% сочетается с злоупотреблением алкоголем. 
Близко к делинквентности примыкают побеги из дома, интернатов, бродяжничество, за ними следует алкоголизация и знакомство с наркотиками. Наконец, важное место среди крайних форм выявления специфически подростковых реакций занимает суицидное поведение. Другие проявления поведенческих реакций – сексуальная девиантность. 
Алкоголизация подростков самое страшное проявление того большого социального зла, которое называется словом «алкоголизм». 
Ранняя алкоголизация и неалкогольная токсикомания возникают чаще всего как одно из следствий делинквентности. Тяготение к легким развлечениям и удовольствиям – одна из главных черт этой группы больных. Среди употребляющих алкоголь подростков очень часты случаи алкоголизации близких родственников, антисоциальные тенденции семьи. 
Значительное распространение сегодня получили неалкогольные токсикомании. К ним можно отнести употребление лекарственных средств (веществ), не относящихся к группе наркотиков, предметов бытовой химии. В детском возрасте особенно характерным стало применение летучих веществ для получения наркотического эффекта. Для токсикомании характерно развитие групповой психологической зависимости. 
Токсикоманию можно разделить на 2 группы: 
токсикоманию как патологическое • токсикоманию как вариант нарушения состояние поведения 
Токсиманическое поведение, даже не достигая паталогического состояния, часто приводит к социальной дезодаптации. В формировании токсиманического поведения большую роль играют реакции группирования, имитации, оппозиции, характерные для подросткового возраста. 
Исследования ряда авторов показали значение личностных особенностей детей и подростков, склонных к токсикомании. Наиболее часто употребляющие токсимонические вещества дети и подростки неустойчивого типа характера. 
Исследования семей данной группы выявило преобладание социального неблагополучия (алкоголизм, наркомания родителей; правонарушения членов семьи; неполные семьи). Воспитание детей в таких семьях проходит в условиях безнадзорности. Воздействие токсиманического вещества на организм ребенка приводит к развитию неврозоподобного, психоподобного синдромов, ухудшает адаптацию таких детей в условиях учебного развития. 
Исследования алкоголизации и токсикомании, а также наркомании у подростков направлены на выяснение значения социально-психологических факторов роли неполной семьи, алкогольного, наркотического примера родителей. 
- хронический алкоголизм – 6% 
- злоупотребление алкоголем – 23% 
- алкогольная отягощенность в целом – 28% 
- наркомания – 9% 
- ненаркотический наркотизм – 19% 
- не злоупотребление ни алкоголем, ни наркотическими веществами – 43%

Важный мотив интереса к наркотикам для подростков –  любопытство, поиск необычных ощущений и переживаний. При этом, подростка неустойчивого типа привлекает элементарное ощущение блаженства, гипертима и истероида – возможность получить необычные ощущения, «расширить мир» и завоевать определенное положение среди сверстников, а для шизоида наркотик нередко оказывается допингом, способным облегчить контакты, преодолеть и заглушить внутренние противоречия. 
Вслед за любопытством стоит подражание приятелям, желание не отставать от своей группы, солидарность с группой. 
Термин «суицидальное поведение» объединяет все формы появления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, пытки, покушения. 
В последние 10-15 лет суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой. 
Суицид как причина смерти у подростков опережает туберкулез, пневмонию и полиомелит. 
Отличается, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность быстро возрастает, достигая максимума в 16-19 лет – 32% попыток приходится на 17-летних, 31% – на 16-летних, 21% – на 15-летних, 12% на 14-летних и 4% на 12-13-летних. 
По мнению французских психиатров суицидальные попытки более часты у мальчиков, а среди совершивших эти попытки больных психозами было не более 5%.

 


Информация о работе Дивиантное поведение