Дискриминация в сфере труда как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. С одной стороны, рынок труда – элемент экономической системы и от эффективности его функционирования зависят как вектор, так и темпы макроэкономической динамики. С другой стороны, рынок труда опосредует влияние макроэкономического развития на благосостояние населения и на протекание большинства социальных процессов. В этом контексте процессы на рынке труда выступают базовым социальным параметром, по отношению к которому многие социальные процессы являются производными.

Содержание

Введение
1. Труд как сфера социальной жизни и социальной сферы.
1.1. Труд как объект социологического исследования.
1.2. Дискриминация в сфере труда - одна из важнейших социально-экономических проблем
2. Возрастная дискриминация как наиболее распространённая форма дискриминации в сфере труда
2.1. Возрастная дискриминация как социальный феномен
2.2. Возрастная дискриминация на рынке труда - причины, проблемы, пути решения.
3. Гендерная дискриминация в сфере труда
3.1. Гендерное неравенство – как социальное явление.
3.2. Проблемы гендерной дискриминации в сфере труда
Заключение.
Литература.
Приложение

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ

по социологии

Дискриминация в сфере труда как социальная проблема

 

             

Содержание

 

Введение

1. Труд как сфера социальной жизни и социальной сферы.

1.1. Труд как объект социологического исследования.

1.2. Дискриминация в сфере труда  - одна из важнейших социально-экономических проблем

2.  Возрастная дискриминация  как наиболее распространённая форма дискриминации в сфере труда

2.1. Возрастная дискриминация как социальный феномен

2.2. Возрастная дискриминация на рынке труда  - причины, проблемы, пути решения.

3. Гендерная дискриминация в сфере труда

3.1. Гендерное неравенство – как социальное явление.

3.2. Проблемы гендерной дискриминации в сфере труда

Заключение.

Литература.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. С одной стороны, рынок труда – элемент экономической системы и от эффективности его функционирования зависят как вектор, так и темпы макроэкономической динамики. С другой стороны, рынок труда опосредует влияние макроэкономического развития на благосостояние населения и на протекание большинства социальных процессов. В этом контексте процессы на рынке труда выступают базовым социальным параметром, по отношению к которому многие социальные процессы являются производными.

Одним из следствий перехода к рыночным отношениям в сфере труда стало резкое усиление дискриминации наемных работников. Она возникает тогда, когда в основу решений относительно работника, будь то трудоустройство, продвижение, высвобождение или оплата труда, кладутся критерии, не имеющие отношения к его производительности. В данной работе, приводятся убедительные факты, подтверждающие остроту проблемы, обосновываются рекомендации по ее решению.

Причины дискриминации весьма многообразны и с некоторой условностью могут быть сведены в три группы.

1. Социальные причины, вызванные существованием предубеждения одних групп против других, а также наличием в обществе неформальных норм, способствующих лояльному отношению к проявлениям дискриминации.

2. Правовые причины, связанные с недостатками действующего законодательства, препятствующими выявлению дискриминационных практик и наложению взыскания за их использование.

3. Экономические причины, объясняющие существование дискриминации возможностями получения дополнительной прибыли за счет снижения издержек на персонал.

 Дискриминация в сфере труда явление достаточно распространенное. В нашей стране изучение этой проблемы не имеет длительной истории, между тем за рубежом дискриминация на рынке труда давно является объектом пристального внимания исследователей.

На рынке труда современной России существует дискриминация, действующая на основе гендерных, возрастных, национальных и прочих различий между работниками.

Цель данной работы – анализ дискриминации в сфере труда  как одной из важнейших социально-экономических проблем.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  1. Раскрыть основные характеристики  понятия дискриминации в сфере труда;
  2. Более подробно осветить самые распространенные формы дискриминации в сфере туда – возрастную и гендерную дискриминацию.
  3. Проанализировать данные по возрастной и гендерной дискриминации по статистическим данным Росстата.
  4. Изучить  и проанализировать спрос на рынке труда.
  5. Изучить прогноз развития  ситуации с дискриминацией в сфере труда России и определить возможные пути решения данной проблемы.

Реферат состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.

В первом разделе «Труд как сфера социальной жизни и социальной сферы» уточняются понятия труда и социологии труда. Сформулированы основные задачи социологии труда. Дается определение дискриминации в сфере труда. Рассмотрены причины существования дискриминации. Анализируются различные формы проявления дискриминации в сфере труда.

Во втором разделе «Возрастная дискриминация  как наиболее распространённая форма дискриминации в сфере труда» рассматривается возрастная дискриминация как социальный феномен. Дается понятие  эйджизма. Рассматривается проявление эйджизма на различных уровнях социального взаимодействия людей. Дается определение возрастной дискриминации на рынке труда. Описываются причины возрастной дискриминации, проблемы и пути решения. Перечисляются причины дискриминация молодых специалистов, учащихся последних курсов вузов и выпускников и причины дискриминации людей предпенсионного возраста. Анализируется спрос на рынке труда по информации о вакансиях на сайте http://rabota.yandex.ru/. Даются выводы по обзорам объявлений.

В третьем разделе «Гендерная дискриминация в сфере труда» рассматривается гендерное неравенство – как социальное явление. Дается понятие  термина «гендер» и гендерных стереотипов. Рассматриваются проблемы гендерной дискриминации в сфере труда. Описываются основные формы неравенства и дискриминации женщин. Анализируются основные проявления неблагоприятного положения женщин. Рассматриваются вертикальная и горизонтальная составляющие сегрегации. Анализируется спрос на рынке труда по информации о вакансиях на сайте http://rabota.yandex.ru/. Даются выводы по обзорам объявлений. Дан анализ гендерной дискриминации в оплате труда по статистическим показателям Росстата.

В заключении сформулированы основные выводы по проблеме дискриминации в сфере труда. Описываются меры по снижению и дальнейшей ликвидации дискриминации в сфере труда.

1. Труд как сфера социальной жизни и социальной сферы.

1.1. Труд как объект социологического исследования.

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным).

Социологический аспект изучения труда заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда — это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Социально-трудовые отношения, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка изучает социология труда. Поэтому социология труда — это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда — это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда — это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

• изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

• анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

• поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

• оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

• усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

• изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

• создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:

• достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

• процессе методов сбора фактов;

• способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями. Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников.

Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

1.2. Дискриминация в сфере труда  - одна из важнейших социально-экономических проблем

Дискриминация  в сфере труда: преднамеренное ограничение человека в правах по мотивам его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по др. обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами. Запрещение дискриминации является одним из основополагающих принципов трудового права, который закреплен в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г. Определение дискриминации впервые было дано в Конвенции Международной организации труда 1958 г. (№ 111) о дискриминации в области труда и занятости.

ТК РФ содержит отдельную статью (ст. 3) о запрещении Д. в сфере труда. В ней установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.

Несмотря на запреты дискриминации в области труда, различные формы дискриминации не просто существуют – они довольно распространены. Причин тому несколько.

Первой можно считать отсутствие опыта борьбы за права граждан, работников в ситуации дискриминации. Причем такого опыта нет ни у людей, ни у организаций, ни у государства.

Второй причиной можно назвать доминирование неформальных практик над формальными. То, что записано в законах, даже самых важных, может быть нарушено любым носителем власти. Мотивы нарушений могут быть самыми разными: от «сиюминутной государственной целесообразности» до личного корыстного интереса. В такой ситуации население признает наиболее эффективной адаптивную стратегию социального поведения. Обычные граждане, и наемные работники в том числе, уверены, что нужно не отстаивать свои права, а приспосабливаться к требованиям, которые выдвигают чиновники, работодатели, милиционеры и т.д. Запрет на дискриминацию игнорируется в рамках доминирования неформальной системы отношений как игнорируются свобода слова, свобода организации и другие права граждан и работников. Во многих случаях работники не только сами не готовы к сопротивлению, но и отказываются поддерживать тех людей и те организации, которые готовы отстаивать их права.

Информация о работе Дискриминация в сфере труда как социальная проблема