Динамика социально-культурных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Работа содержит 1 файл

Динамика социокультурных изменений.docx

— 28.34 Кб (Скачать)

   В завершение своего анализа, не оставляя идею циклов внутри каждой цивилизации, Тойнби утверждает, что существует общая единая логика, которая проявляется на длительном отрезке времени и охватывает все их вместе взятые,- это прогресс духовности и религии. Цивилизации есть «дело рук религии». «Историческая функция цивилизации состоит в том, чтобы способствовать прогрессивному процессу все более глубокого религиозного прозрения и действовать в соответствии с этим прозрением».

Социокультурные суперсистемы.

   В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры- искусство, образование, этику, законодательство, военное дело- П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

   «Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль. Законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

   Два противоположных культурных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

   Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:

реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма); она  вечна и неизменна;

   потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода:

   истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна;

   идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).

   Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:

реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно  изменяется6 «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»;

   потребности и цели людей чисто плоские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

   для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также  вытекают два вывода:

   истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

   добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание  умозрительных и чувственных  элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и  телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения  самого себя, так и трансформации  окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

   На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация  по Сорокину:

  • Греция, 8-6 в. до н.э. - умозрительная;
  • Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;
  • Рим, 4 в. до н.э. - чувственная;
  • Европа, 4-6 в.н.э. - идеалистическая;
  • Европа, 6-12 в.н.э. - умозрительная;
  • Европа, 12-14 в.н.э. - идеалистическая;
  • Европа, с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.
 
 
 
 

Заключение

Итак, социология и все общественные науки XX века нашли изучение ритмов, циклов, темпов и периодичностей более продуктивным, дающим более богатые и определенные результаты, чем поиски извечных исторических путей развития, которыми они занимались в XIX веке. Не остается сомнений, что  ритмы и повторяющиеся процессы будут изучаться еще тщательнее, усерднее, интенсивнее в последующие  десятилетия и, по всей вероятности, на этом пути общественные науки ждут гораздо большие достижения, чем в XIX веке.

Таковы вкратце  основные изменения в изучении социокультурной динамики, происшедшие в социокультурной мысли XX века в сравнении с XIX. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.,-2000.
  2. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
  3. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология, Ростов-на-Дону, Изд-во «Март.-2002.
  4. Сорокин П.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ //Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.372-392.

Информация о работе Динамика социально-культурных изменений