Дихотомическое деление понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:14, реферат

Описание работы

Так что же такое дихотомическое деление? В чем его сущность? Какие основные правила и формулы используются в нем?
В данной работе прослеживается ясная и четкая цель – разобраться в основных аспектах дихотомического разделения.
Задача состоит в том, что бы с помощью данной работы максимально углубить и структурировать свои знания в теме «Дихотомическое деление понятий».

Содержание

Статья I. Введение……………………………………………………………..............................2
Статья II. Основная часть…………………………………………………….............................3-5
Раздел 2.01 Определение и основное понятие…………………………………..3
Раздел 2.02 Формула…………………………………………………………................3
Раздел 2.03 Примеры…………………………………………………………...............4
Раздел 2.04 Преимущества и недостатки……………………………………….....5
Статья III. Заключение………………………………………………………...............................6
Статья IV. Список используемой литературы…………………………….....................…7

Работа содержит 1 файл

Копия Логика.docx

— 42.30 Кб (Скачать)

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра философии, биоэтики и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА  РЕФЕРАТА

Дихотомическое  деление понятий 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнил

                                                                            студент I курса

                                                                             факультета социальной работы

                                                                             и клинической психологии,                                                                  

                                                                             гр. 101 а

                                                                            

                                                                        

                                                                            Проверил

                                                                             научный руководитель                                                                         

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010 

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………...2
  1. Основная  часть…………………………………………………….3-5
    1. Определение и основное понятие…………………………………..3
    1. Формула………………………………………………………….......3
    1. Примеры………………………………………………………….......4
    1. Преимущества  и недостатки………………………………………..5
  1. Заключение………………………………………………………......6
  1. Список  используемой литературы…………………………………7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья  I.

Введение:

Рассмотрим несколько  интересных фактов дихотомического  деления:

Отважная и талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, буквально вписавшись в их сообщество, приводит пример дихотомического деления понятия “гнездо горилл”: “Нам удалось увидеть несколько гнезд горилл - наземных и древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника и травы. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте 3-5 метров на крупных ветвях у ствола дерева”'.

Интересный пример применения последовательного  дихотомического деления дан в диалоге Платона «Политик». Решая задачу определения понятия «политик», Платон разъясняет своё определение человека как существа двуного и бесперого при помощи последовательного дихотомического деления.

Так что же такое дихотомическое деление? В чем его сущность? Какие основные правила и формулы используются в нем?

В данной работе прослеживается ясная и четкая цель – разобраться в основных аспектах дихотомического разделения.

Задача состоит в том, что бы с помощью данной работы максимально углубить и структурировать свои знания в теме «Дихотомическое деление понятий». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья  II.

Раздел 2.01. Определение и основное понятие.

ДИХОТОМИЯ (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)— деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Например, объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От дихотомии следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Например, объем понятия «человек» можно разделить по признаку пола на «мужчин» и «женщин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомическом делении.

Дихотомическое  деление всегда правильное, т.е. в  нем автоматически исключаются  все возможные в делении ошибки 

Раздел 2.02. Формула.

В объеме понятия не-а можно выделить вид и вновь разделить понятие не-а на две части — и не-b:

 Полное дихотомическое деление получает такой вид:

        
 
 

Раздел 2.03. Примеры.

Обозначив делимое понятие буквой A, и выделив в его объёме некоторый вид, скажем, B, можно разделить объём на две части — и не- B.

  • “Почвы делятся - на черноземные и нечерноземные”;
  • “Грибы делятся- на съедобные и несъедобные”;
  • “Всех граждан можно разделить - на совершеннолетних и несовершеннолетних”;
  • «Организмы делятся - на одноклеточные и многоклеточные (т. е. неодноклеточные)»;
  • «Вещества делятся - на органические и неорганические»;
  • «Радиоактивность делится - на естественную и искусственную (неестественную)»;
  • «Натуральные числа делятся - на четные и нечетные»;
  • «Общества делятся - на классовые и бесклассовые».

Иногда понятие не- А снова целится на В и не- Взатем не- В делится на С и не- С и т. д.

При определении меры наказания важно установить возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление (A), могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних (не- В). В отношении последних советский закон устанавливает дополнительные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних, в свою очередь, сложно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших этого возраста (не- С). Известно, что лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности лишь за некоторые вилы преступлений. В отношении лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось им 14 лет (D и не- D), так как лица, не достигшие этого возраста, к уголовной ответственности не привлекаются.  

Раздел 2.04. Преимущества и недостатки.

    По  сравнению с делением по видоизменению  признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ:

    В дихотомии не надо перечислять все  виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все  другие виды. Членами дихотомического  деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем  делимого понятия. Поэтому деление  всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию – в  зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления  всегда исключают друг друга; любой  предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.

    Вместе  с тем этот вид деления имеет недостатки:

    Во-первых, объем отрицательного понятия может  оказаться неопределенным (например, при делении преступлений на должностные  и недолжностные).

    Во-вторых, четким и последовательным является, по существу, лишь деление на два  первых противоречащих понятия; при  дальнейшем делении  эта  четкость и  последовательность  нередко нарушаются. Так, продолжив деление преступлений, мы делим недолжностные преступления на хозяйственные и нехозяйственные, но в этом случае в последнюю группу попадают, кроме хозяйственных, все преступления, в том числе должностные. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия. Например, рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества – на классовые и бесклассовые, войны – на справедливые и несправедливые, общественно опасные деяния – на действия и бездействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья III.

Заключение:

    ДИХОТОМИЯ (греч. διχοτομία – сечение на два) –

  • 1) название одной из апорий Зенона Элейского;
  • 2) метод классификации делением объема понятия (класса, множества – totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме «противоречивой противоположности». При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fundamentum divisionis), а другим – его логическое дополнение.

Таким образом, при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным «запасом прочности» – любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид «лестницы», где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления – истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия «истинно – неистинно»). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), а в псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно

Статья IV.

Список используемой литературы:

  1. Гетманова, А. Д. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений/ А. Д.   Гетманова. 14-е изд., стер.- м.: Издательство «Омега- Л», 2009.- 415с.: ил. табл.- (Университетский учебник.)
  2. Институт Философии, Российской Академии Наук, Copyright © 2007—2010. Новая философская энциклопедия. Web: http://iph.ras.ru/enc/0989.html
  3. Copyright © 2006-2010, All Rights Reserved. NIV Ltd. Web: http://www.niv.ru/doc/logic/dictionary/076.htm
  4. Web: http://www.philosophy.ru/edu/vui/log/02.html

Информация о работе Дихотомическое деление понятий