Автор: Ирина Романова, 27 Августа 2010 в 13:57, контрольная работа
Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.
Введение
1. Понятие девиантного поведения
2. Причины девиантного поведения
3. Особенности отдельных форм девиантного поведения
3.1 Преступность
3.2 Алкоголизм
3.3 Наркомания
3.4 Суицид
3.5 Проституция
4. Особенности девиантного поведения подростков
5. Меры социального воздействия
Заключение
Список литературы
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их минимизации.
Основные механизмы социального контроля:
Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
Мощным профилактическим средством против бродяжничества, пьянства и наркомании являются физическая культура и спорт, кружки технического творчества, досуговая и трудовая деятельность.
Как показывает опыт, среди всех существующих подходов к организации профилактической деятельности, является подход с целевой установкой на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности. Этот подход включает действия, направленные на:
В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и др.
Можно выделить следующие зависимости:
- Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы, для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но, если их деятельность не будет поддерживаться государством, рост преступности, наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений будет продолжаться.
5. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социально-политический журнал. 1999. № 5
6. Скворцова Е.С. «Потребление психоактивных веществ среди подростков школьников в РФ в 2001-2002 г.г.». - М., 2002г
7. Менделевич
В.Д. Психология девиантного поведения.
- М., 2001