Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:43, реферат
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
Введение…………………………………………………………….………………..3
1. Понятие «девиантное поведение» и причины его возникновения……...……..6
2. Причины девиации………………………………………………………………..8
3. Меры социального воздействия……………………………………………..….12
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….……...16
Введение………………………………………………………… |
1. Понятие «девиантное поведение» и причины его возникновения……...……..6 |
2. Причины девиации………………………………………………………… |
3. Меры социального воздействия…………………………………………….. |
Заключение…………………………………………………… |
Список литературы…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты.
В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. Вот лишь некоторые факты:
- около 60 млн. человек находятся в тяжелом состоянии, не имея возможности обеспечить себя полноценным питанием;
- «социальное дно» составляют около 10% городского населения или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. – нищие, 3,3 млн. – бомжи, 2,8 млн. – беспризорные и 1,3 млн. – уличные проститутки;
- свыше 70 млн. населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса;
- число самоубийств в России с 1990 по 1996 годы возросло с 39,8 тыс. до 59,9 тыс. человек. В 1998 году эта цифра составила уже 75 тыс. человек;
- в 1998 году в лечебно-профилактических учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза наблюдалось более 2,1 млн. больных;
- ежегодно в России более миллиона граждан признаются инвалидами, причем 580 тыс. из них – люди в трудоспособном возрасте;
- в стране более 2,3 млн. больных туберкулезом, около 38 тыс. – заражены ВИЧ;
- в России потребление алкоголя в 1999 году превысило 16,5 л. в год на человека. По стандартам ВОЗ ситуация в стране считается опасной, если этот показатель превышает 8 л.;
- в России курят две трети мужчин и не менее трети женщин. Приобщение к табаку начинается в возрасте до 11 лет;
- число учтенных больных наркоманией и токсикоманией за последние годы увеличилось в 9 раз и составляет 174 тыс. человек. По мнению экспертов реальная цифра должна быть увеличена в 10 раз. С 1997 года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, а среди детей в 4 раза;
- сегодня только 20% новорожденных можно считать здоровыми, 36% детей рождаются больными, 44% - составляют группу риска;
- на 40% больше, чем ранее стали умирать подростки 15-19 лет. Подавляющая часть смертей в этом возрасте – несчастные случаи, отравления и травмы;
- велика доля детей с заболеваниями нервной системы, а 40% страдают хроническими заболеваниями;
- за последние годы из-за того, что дети не получают рационального питания вес подростковой молодежи снизился на 4-5 кг (по сравнению с предыдущим поколением). За последние двадцать лет в 15 раз увеличилось количество детей низкого роста. Резко возрастают среди детей болезни костно-мышечной системы, которые во многом обусловлены недостаточным питанием и неблагоприятными экологическими условиями.
Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей.
Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Происходит стремительная поляризация населения по уровню доходов. Коэффициент дифференциации доходов (10% наиболее и 10% наименее обеспеченных) возрос с 4,4 раз в 1990 году до 15 раз к началу 1999 году (а с учетом сокрытия доходов – до 20-25 раз). Можно смело говорить о формировании в стране обширного слоя бедных и неимуших.
В числе самых бедных оказались семьи с детьми. Из 42 млн. российских семей 24 млн. семей имеют несовершеннолетних детей, 22 млн. из них проживают за чертой бедности.
Самая высокая концентрация бедности в многодетных семьях (с тремя и более детьми). 80% этой категории населения имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. 750 тысяч многодетных семей проживают в крайней бедности. В этих семьях среднедушевые доходы в два и более раза ниже прожиточного минимума.
Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях социально-экономической острой ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Очевидным является тот факт, что крайне сложная, неустойчивая экономическая и политическая ситуация, углубляющееся социальное неравенство делает проблематичным процесс интеграции подрастающих поколений в общество. Специфической чертой России стало то, что сегодня старшее поколение (родители) переживают острый кризис ценностей и нормативных представлений, передавая детям свойственный им страх, растерянность и, в большей степени, ориентации на конформистские ценности, вместо развития внутренних регуляторов поведения, ответственности, самоконтроля, чуткости и внимания к людям.
Все это неизбежно вводит молодое поколение в состояние психо-эмоционального напряжения, постоянных стрессов; стимулирует появление разных форм саморазрушающегося поведения, в том числе – злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем, наркотиками.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.
Одной из характерных социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.
Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.
Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Дети очень активно влияют на жизнь общества, на свои семьи, отравляя всем существование, употребляя наркотики, превращаясь в бродяжек и бездельников, в малолетних преступников. Опасность этого паразитизма опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.