Общей
закономерностью отклоняющегося поведения
выступает факт относительно устойчивой
взаимосвязи между различными формами
девиаций, и тогда одно явление
усиливает другое: например, пьянство
способствует хулиганству.
Существует
3 основных подхода
для объяснения девиантного
поведения:
1.
Биологический (антропологический)
(Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное
поведение, в частности, преступное,
обусловлено определенными физическими
особенностями человека. Например,
выступающая нижняя челюсть,.. пониженная
чувствительность к боли (Ломброзо)
или мезоморфность, т.е. строение тела,
которое отличается силой и стройностью
(Шелдон). В последние годы девиантность
в русле данного подхода объясняется
аномалиями половых хромосом.
2.
Психологический подход (З. Фрейд,
А.Адлер): девиантность обусловлена
психологическими отклонениями
личности, наличием различных комплексов,
а также тем, что конфликт
личности и общественные задачи
изначально, как столкновение id («оно»)
и Super-Ego - системы моральных
запретов. Общество ограничивает возможность
удовлетворения инстинктов человека и
тем самым создает конфликтную ситуацию.
Согласитесь,
что с помощью биологических,
психологических особенностей использования
в полной мере объяснить сущность,
уровень преступности или других
видов девиации.
3.
Социологический подход (Беккер, Селин,
Маркс, Мертон, Парсонс и др.): девиантное
поведение объясняется социальными
причинами: несовершенством общества,
социальным неравенством и противоречиями
и т.д. Феномен девиантного
поведения объясняется «тройным
несовладением»: требований нормы,
требований жизни, интересов личности
(Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью
развития общества, где основным
является противоречие между
стабильностью и мобильностью
общества как системы. Общество,
с одной стороны, ориентирует
индивида на конформное поведение,
что является условием социальной
стабильности, а с другой –
объективно требует от него
инициативности, т.е. выхода за
рамки общепринятых стандартов.
Поэтому социализация всегда
включает как конформное, так
и неконформное поведение. Некоторые
исследователи (Гилинский): считают,
что главной причиной всех социальных
отклонений является социальное неравенство,
которое порождает противоречие между
равномерно растущими возможностями их
удовлетворения.
Все
эти причины можно
отнести к объективным
причинам появления
девиаций. Но есть и субъективные. Личность
формируется в первую очередь под воздействием
конкретных жизненных ситуаций. Если общественные
нормы относительно стабильны, то жизненные
ситуации, опыт человека более изменчивы
и разнообразны. Поэтому в сознании личности
могут быть (содержаться) определенные
«дефекты»: незнание некоторых норм из-за
отсутствия информации, неправильное
понимание правовых и нравственных принципов,
пренебрежение социальными нормами.
Существуют
и иные классификации
отклоняющегося поведения
подростков и юношества.
Одни авторы подразделяют
его на:
1)
реактивно обусловленное (побеги,
суициды), обычно имеющие в своей
основе психотравмирующую
ситуацию;
2)
вызванное низким моральным уровнем
личности (употребление наркотиков,
алкоголизм, правонарушения), являющееся
следствием неправильного воспитания;
3)
обусловленное патологией влечений
(садизм и др.), базирующее на
биологических факторах.
Другие
рассматривают девиации
в двух основных направлениях:
1)
по форме проявления нарушения
– делинквентность, побеги
из дома, бродяжничество, ранняя
алкоголизация, сексуальные девиации,
суицидное поведение;
2)
в отношении причин, факторов, мотивов,
лежащих в их основе, - биологические
факторы, а также социально-психологические
основы: социальная среда и психологические
особенности возраста. Третьи авторы
все нарушения поведения подростков
и юношей подразделяют на девиантное
поведение и нарушения при
психических заболеваниях.
Итак,
всякое поведение, которое вызывает
неодобрение общественного мнения,
называется девиантным. Это чрезвычайно
широкий класс явлений: от безбилетного
проезда до убийства человека. В широком
смысле девиант —любой человек, сбившийся
с пути или отклонившийся от нормы. При
такой постановке вопроса следует
говорить о формах и размерах отклонения.
К. видам (или формам) девиантного поведения
относят уголовную преступность, алкоголизм,
наркоманию, проституцию, гомосексуализм.
В узком понимании под девиантным поведением
подразумеваются такие отклонения, которые
не влекут за собой уголовного наказания.
Иначе говоря, не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков,
или преступлений, получила в социологии
особое название — делинквентное (буквально
— преступное) поведение. Оба значения
— широкое и узкое — одинаково
употребляются в социологии.
СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ.
Социализация
касается прежде всего индивида. Это
индивидуальный процесс. Но он протекает
всегда под бдительным оком общества,
окружающих его людей. Они не только
обучают детей, но и контролируют
правильность усвоенных образцов поведения.
Если контроль осуществляется отдельным
человеком, то он носит индивидуальный
характер, а если целым коллективом
- семьей, группой друзей, учреждением
или социальным институтом, то приобретает
общественный характер и называется
социальным контролем.
Основная
задача социального контроля - создание
условий для устойчивости той
или иной социальной системы, сохранение
социальной стабильности и в то же
время для позитивных изменений.
Это требует от контроля большой
гибкости, способности распознавать
отклонения от социальных норм деятельности:
дисфункциональные, приносящие обществу
вред, и необходимые для его
развития, которые следует поощрять.
Социализация,
формируя наши привычки, желания и
обычаи, является одним из основных
факторов социального контроля и
установление порядка в обществе.
Она облегчает трудности при принятии
решений, подсказывая, как одеваться, как
вести себя, как действовать в той или
иной жизненной ситуации. При этом любое
решение, идущее вразрез с тем, которое
принимается и усваивается в ходе реализации,
кажется нам неуместным, незаконным и
опасным. Именно таким путем осуществляется
значительная часть внутреннего контроля
личности за своим поведением.
Социальный
контроль помогает сохранить
живую ткань социальных
отношений и представляет
собой особый механизм
поддержания общественного
порядка и включает
два главных элемента -
нормы и санкции.
Социальные
нормы - это предписания о том, как
правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции - средства поощрения
или наказания, стимулирующие людей соблюдать
социальные нормы.
Социальные
санкции - охранники норм. Наряду с
ценностями они отвечают за то, почему
люди стремятся выполнять нормы.
Нормы защищены с двух сторон - со
стороны ценностей и со стороны
санкций.
Социальные
санкции - разветвленная система вознаграждений
за выполнение норм, то есть за девиантность.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные
и негативные, формальные и неформальные.
Они дают четыре типа сочетаний, которые
можно изобразить в виде логического квадрата.
Формальные
позитивные санкции - публичное одобрение
со стороны официальных организаций (правительство,
учреждения): правительственные награды,
ученые степени, вручение почетных грамот
и так далее.
Неформальные
позитивные санкции - публичное одобрение,
не исходящее от официальных организаций:
дружеская похвала, комплименты, аплодисменты,
улыбка и так далее.
Формальные
негативные санкции - наказания, предусмотренные
юридическими законами, правительственными
указами, предписаниями, распоряжениями:
лишение гражданских прав, тюремное заключение,
арест, увольнение, штраф, конфискация
имущества.
Неформальные
негативные санкции - наказания не предусмотренные
официальными инстанциями, инструкциями:
порицание, замечание, насмешка, злая шутка,
пренебрежение и так далее
В системе
социального контроля ключевую роль
выполняют санкции. Вместе с ценностями
и нормами они составляют его
механизм. Сами по себе нормы ничего
не контролируют. Поведение людей
контролируют другие люди на основе норм,
которые как ожидается, будут
соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых
норм делает наше поведение предсказуемым.
Санкции так же предсказуемы и
общеприняты. Каждый из нас знает, что
за выдающиеся научное открытие ожидает
официальная награда, а за тяжкое
преступление - тюремное заключение. Санкции
также вносят в поведение элементы
предсказуемости. Когда мы ожидаем
от другого человека определенного
поступка, то надеемся, что он знает,
не только норму, но и следующую за
ним санкцию.
Таким
образом, нормы и санкции соединены
в единое целое. Если у какой - то
нормы отсутствует сопровождающая
его санкция, то она перестает
регулировать реальное поведение. Она
становится лозунгом, призывом, воззванием,
но она перестает быть элементом
социального контроля.
Применение
социальных санкций в одних случаях
требует присутствия посторонних
лиц, а в других не требует. Увольнение
оформляется отделом кадров учреждения
и предполагает предварительное
издание распоряжения или приказа.
Тюремное заключение требует сложной
процедуры судебного разбирательства,
на основании которого выносится
решение суда. Привлечение к административной
ответственности, например, за безбилетный
проезд - штрафование, предполагает присутствие
официального транспортного контролера,
а иногда и милиционера. Присвоение
ученой степени предполагает не менее
сложную процедуру защиты научной
диссертации и решения ученного
совета. Если же применение санкций
совершается самим человеком, то
такую форму контроля надо считать
самоконтролем.
В
зависимости от способа
вынесения санкций -
коллективного или
индивидуального - социальный
контроль может быть
внешним и внутренним. Внутренний
контроль еще называют самоконтролем:
индивид самостоятельно регулирует свое
поведение, согласовывая его с общепринятыми
нормами. В процессе социализации нормы
усваиваются настолько прочно, что люди,
нарушая их, испытывают чувство неловкости
или вины. Вопреки нормам подобающего
поведения, человек влюбляется в жену
своего друга, ненавидит собственную жену,
завидует более удачливому сопернику.
В таких случаях говорят о муках совести.
Совесть - проявление внутреннего контроля.
Общепринятые
нормы, будучи рациональными предписаниями,
остаются в сфере, ниже которой расположена
сфера подсознания, состоящая из
стихийных импульсов. Самоконтроль
означает сдерживание природной
стихии, он основывается на волевом
усилии. Самосознание - чрезвычайно
важная социально-психологическая
характеристика человека. Источником,
из которого черпается представление
человека о самом себе являются окружающие
его и значимые для него люди.
По реакции на его поступки, по их
оценкам индивид судит и о
том, каков он сам. На содержание самосознания
влияет представление человека о
том, каким его считают окружающие.
Социальное поведение человека в
значительной мере складывается из его
реакции на мнения о нем окружающих
людей, причем это мнение серьезно влияет
на формирование индивидуального самосознания.
В отличие
от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие
существа могут продолжать коллективное
взаимодействие лишь в том случае,
если каждый индивид прибегает к
самоконтролю. О взрослом человеке,
не умеющем контролировать себя, говорят,
что он «впал в детство». Импульсивное
поведение неумение властвовать
над своими желаниями и прихотью
характерны как раз для детей.
Импульсивное поведение поэтому
называют инфантилизмом. Напротив, поведение
в соответствии с рациональными
нормами, обязательствами, волевыми усилиями
служат признаком взрослости.
Примерно
на 70% социальный контроль осуществляется
за счет самоконтроля. Чем выше у
членов общества развит самоконтроль,
тем меньше этому обществу приходиться
прибегать к внешнему контролю. И
наоборот, чем меньше у людей развит
самоконтроль, тем чаше приходится
вступать в действие институтам социального
контроля, в частности, армии, судам,
государству. Чем слабее самоконтроль,
тем жестче должен быть внешний контроль.
Однако жесткий внешний контроль
мелочная опека граждан тормозит
развитие самосознания и волеизъявления,
приглушает внутренние волевые усилия.
Часто диктатура устанавливалась
якобы во благо гражданам, с целью
навести порядок. Но привыкшие подчиняться
принудительному контролю граждане
не развивали внутренний контроль.
Они деградировали как социальные
существа, способные брать на себя
ответственность и вести себя
в соответствии с рациональными
нормами. Они подвергали сомнению как
раз саму разумность принудительных
норм, исподволь подготавливая разумное
обоснование всякому сопротивлению
этим нормам. Великолепным примером служит
Россия, где декабристы, революционеры,
цареубийцы, покушавшиеся на основы социального
порядка, оправдывались общественным
мнением потому, что разумным считалось
сопротивление, а не подчинение принудительным
нормам.