1.
Основная предпосылка всех теорий
физических типов состоит в
том, что определенные физические
черты личности предопределяют совершаемые
ею различные отклонения от норм. Среди
последователей теорий физических типов
можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера,
В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует
одна основная идея: люди с определенной
физической конституцией склонны совершать
социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Однако практика показала несостоятельность
теорий физических типов. Всем известны
случаи, когда индивиды с лицом херувимов
совершали тягчайшие преступления, а индивид
с грубыми, "преступными" чертами
лица не мог обидеть и муху.
2.
В основе психоаналитических
теорий отклоняющегося поведения
лежит изучение конфликтов, происходящих
в сознании личности. Согласно
теории З. Фрейда, у каждой личности
под слоем активного сознания
находится область бессознательного
- это наша психическая энергия, в которой
сосредоточено все природное, первобытное.
Человек способен защититься от собственного
природного "беззаконного" состояния
путем формирования собственного Я, а
также так называемого сверх-Я, определяемого
исключительно культурой общества. Однако
может возникнуть состояние, когда внутренние
конфликты между Я и бесознательным, а
также между сверх-Я и бессознательным
разрушают защиту и наружу прорывается
наше внутреннее, не знающее культуры
содержание. В этом случае может произойти
отклонение от культурных норм, выработанных
социальным окружением индивида.
3.
В соответствии с социологическими,
или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как
процессы проходимой ими социализации
в группе бывают неудачными по отношению
к некоторым вполне определенным нормам,
причем эти неудачи сказываются на внутренней
структуре личности. Когда процессы социализации
успешны, индивид сначала адаптируется
к окружающим его культурным нормам, затем
воспринимает их так, что одобряемые нормы
и ценности общества или группы становятся
его эмоциональной потребностью, а запреты
культуры частью его сознания. Он воспринимает
нормы культуры таким образом, что автоматически
действует в ожидаемой манере поведения
большую часть времени. Ошибки индивида
редки, и всем окружающим известно, что
они не являются его обычным поведением.
Наличие в повседневной практике большого
числа конфликтующих норм, неопределенность
в связи с этим возможного выбора линии
поведения могут привести к явлению, названному
Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние,
при котором личность не имеет твердого
чувства принадлежности, никакой надежности
и стабильности в выборе линии нормативного
поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые
изменения в концепцию аномии, предложенную
Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации
является разрыв между культурными целями
общества и социально одобряемыми (легальными
или институциональными) средствами их
достижения.
Р.
Мертоном была разработана типология
поведения личностей в их отношении к
целям и средствам. Согласно этой типологии
отношение к целям и средствам любой личности
укладывается в следующие классы:
- конформист
принимает как культурные цели, так и институциональные
средства, одобряемые в обществе, и является
лояльным членом общества;
- новатор пытается
достигнуть культурных целей (которые
он принимает) неинституциональными средствами
(включая незаконные и криминальные);
- ритуалист
принимает институциональные средства,
которые абсолютизирует, но цели, к которым
он должен стремиться с помощью этих средств,
игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии
и правила для него являются основой поведения,
в то же время оригинальные, нетрадиционные
средства им, как правило, отвергаются;
- изолированный
тип отходит как от культурных, традиционных
целей, так и от институциональных средств,
необходимых для их достижения (например
бомжи, наркоманы, алкоголики);
- мятежник
пребывает в нерешительности относительно
как средств, так и культурных целей; он
отступает от существующих целей и средств,
желая создать новую систему норм и ценностей
и новые средства для их достижения.
При
использовании этой типологии важно
помнить, например, что люди никогда
не могут быть полностью конформными
к нормативной культуре или быть полными
новаторами. В каждой личности присутствуют
в той или иной степени все перечисленные
типы. Однако какой-то из типов обычно
проявляется в большей мере и характеризует
личность.
Таким
образом, отклоняющееся поведение
играет в обществе двойственную роль:
с одной стороны, представляет угрозу
стабильности общества, с другой - поддерживает
эту стабильность.
Заключение
Итак,
мы определили, что девиантное (отклоняющееся)
поведение - это поведение индивида
или группы, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы ими нарушаются. Девиантное
поведение - следствие неудачного процесса
социализации личности: в результате нарушения
процессов идентификации и индивидуализации
человека, такой индивид легко впадает
в состояние "социальной дезорганизации",
когда культурные нормы, ценности и социальные
взаимосвязи отсутствуют, ослабевают
или противоречат друг другу. Такое состояние
называется аномией и является основной
причиной отклоняющегося поведения.
Отклонения
могут происходить в сфере индивидуального
поведения, они представляют собой поступки
конкретных людей, запрещаемые общественными
нормами. Вместе с тем в каждом обществе
много отклоняющихся субкультур, нормы
которых осуждаются общепринятой, доминирующей
моралью общества. Такие отклонения определяются
как групповые.
Значение
изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся
поведение представляет собой социальное
и психологическое явление, которое имеет
некоторые отклонения от признанных норм
и законов, а иногда связанное с определенным
антиобщественным поведением людей. Сами
отклонения могут принимать самые разные
формы: преступники, отшельники, аскеты,
святые, гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его
причины, найти эффективные пути и средства
предупреждения можно только при глубоком
изучении психологии отклоняющегося поведения.
Список
литературы
- Волков
Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.,
2000.
- Радугин А.А.,
Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -
М.: Центр, 1997.
- Смелзер Н.
Социология. - М.: Феникс, 1994.
- Тощенко Ж.Т.
Социология. - М.: Прометей, 1994.
- Фролов С.С.
Социология. – М., 2000.
- Общая социология:
Уч. пособие/ Под общ. ред. Проф. А.Г. Эфендиева.
– М., 2000.