Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:29, практическая работа
Отчет о социологическом исследовании на тему: «Девиантное поведение в студенческой среде»
Рабочий план исследования 3
Глава 1. Программа исследования: 4
1.1 Актуальность программы исследования 4
1.2 Цель исследования 8
1.3 Задачи исследования 8
1.4 Объект исследования 8
1.5 Предмет исследования 9
1.6 Анализ основных понятий 9
1.7 Гипотезы исследования 10
Глава 2. Методический раздел 12
2.1 Характеристика генеральной и выборочной совокупности 12
2.2 Методы сбора первичной информации 13
2.3 Методы обработки информации 14
Глава 3. Анкетное исследование 18
3.1 Анкета исследования 18
3.2 Социоматрица 20
3.3 Анализ собранных данных 21
Выводы исследования 25
Рекомендации 26
3) среди опрошенных, подверженных употреблению алкоголя, больше студентов проживающих в общежитии (80% от их числа), в силу того, что, живя отдельно от родителей, теряется контроль со стороны родителей, они начинают чувствовать себя самостоятельными, взрослыми или просто не знают чем занять свой досуг. Студенты-горожане менее подвержены (50% от их числа) употреблению алкоголя, потому что находятся под надзором родителей, имеют больше возможностей для заполнения свободного времени.
4) 70% опрошенных студентов ОмГАУ ИЭиФ курят, потому что считают, что курение помогает для снятия стрессов, что курить - это модно, чтобы не отличаться от других курят «за компанию», курение способствует похудению.
5) 80% опрошенных студентов ОмГАУ ИЭиФ отрицательно относятся к наркотикам, потому что наркотики оказывают пагубное влияние на психофизическое состояние человека, человек разрушается как личность.
6) 60% опрошенных студентов ОмГАУ считают, что преимущественной причиной суицида являются конфликты: с родственниками, с преподавателями, с друзьями, с любимыми.
7) 40% опрошенных студентов ОмГАУ ИЭиФ подвержены компьютерной игромании: потому что не могут занять свой досуг более интересными видами деятельности: походы в театры, музеи, выставки, занятия в спортивных секциях и т.д.
Глава 2. Методический раздел
2.1 Характеристика генеральной и выборочной совокупности
Генеральной совокупностью называется вся исходная изучаемая статистическая совокупность, из которой на основе отбора единиц или групп единиц формируется выборочная совокупность.
Выборка или выборочная совокупность – это часть единиц генеральной совокупности отобранных особым способом. Поэтому генеральную совокупность также называют основой выборки.
Единица выборки – это составной элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих регистрации, и на основе которой строятся выводы.
Отбор единиц в выборочную совокупность может быть повторным или бесповторным.
При повторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию, то есть регистрации значений её признаков, возвращается в генеральную совокупность и наравне с другими единицами участвует в дальнейшей процедуре отбора. Таким образом, некоторые единицы могут попадать в выборку дважды, трижды или даже большее число раз. И при изучении выборочной совокупности они будут рассматриваться как отдельные независимые наблюдения.
При бесповторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию и в дальнейшей процедуре отбора не участвует. Получаемые при этом результаты, как правило, являются более точными по сравнению с результатами, основанными на повторной выборке.
В данном социологическом исследовании генеральной совокупностью являются студенты Омского Государственного Аграрного Университета.
Выборку данного исследования составляют студенты ИЭиФ: 21 и 22 группы специальность «Экономика и управление на предприятии АПК».
Отбор студентов в выборочную совокупность определяется с помощью бесповторного метода отбора.
2.2 Методы сбора первичной информации
Опрос – это приём получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос является почти универсальным методом получения нужной информации.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причём запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически.
Самым распространённым методом получения информации является анкетный опрос, который осуществляется с помощью хорошо отработанного инструмента – анкеты.
Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.
Анкета имеет определённую структуру, связанную с основными фазами опроса: адаптацией (формированием общей положительной установки к опросу), достижением цели исследования (сбором необходимой информации), завершением опроса (снятием напряжения).
При составлении анкеты существуют определённые правила:
анкета должна быть максимально компактной. Время её заполнения, не должно превышать 30-40 минут;
вопросы должны быть чёткими, ясными, понятными опрашиваемым, в них не должно содержаться двусмысленности;
важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемуся анкете, не снижался, а постепенно повышался. Поэтому, более сложные по содержанию вопросы, должны следовать за более простыми;
первый вопрос не должен быть дискуссионным. Лучше всего, если он будет нейтральным;
трудные вопросы целесообразно поместить в середину.
По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые». Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответа и дают возможность свободно высказывать своё мнение.
«Закрытые» вопросы предлагают респонденту варианты ответов, и он должен выбрать один или несколько из них.
По своим функциям вопросы делятся на основные и контрольные. Основные вопросы – это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы выступают как проверочные к основным. Они предназначены для выявления искренности и добросовестности.
2.3. Методы обработки информации
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.
В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
Основное направление в обработке первичной социологической информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка — объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно, глубже проанализировать то или иное социальное явление.
Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определения интервала перехода от одного типа к другому. В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:
группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;
ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;
Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка, построенная с помощью ранжирования. Ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате. Ранг 1 присваивается объекту, получившему наименьшую сумму. Самый высший ранг присваивается объекту с наивысшей суммой. Результат группировки единиц наблюдения по одному какому-либо признаку называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокупности называется вариационным рядом.
Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию) тогда речь может идти о перекрестной или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической или аналитической. Характер группировки зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых.
Если же ставится задача выделить из респондентов группы по такому признаку, как «отношение к частной собственности на землю», тогда осуществляются типологические группировки, т.е. выделяются группы, положительно относящиеся к этому институту, отрицательно, не имеющие определенного мнения и т.д.
И, наконец, третий вид группировки — аналитический. Она производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Например, связь уровня образования с совершенными правонарушениями.
Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметические, проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.
Глава 3. Анкетное исследование
Уважаемый респондент!
Я, студентка экономического факультета, приглашаю вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым мною с целью изучения отношения студентов к девиантному поведению в студенческой среде. Заранее благодарю Вас за участие в исследовании!
Анкета исследования
1. Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки?
а) да б) нет
2.Являетесь ли вы самостоятельным человеком?
а) да б) нет
3. Ограничивают ли родители вашу свободу?
а) да б) нет
4.Подвержены ли вы влиянию со стороны других людей (родителей, друзей, преподавателей)?
а) да б) нет
5. Как Вы относитесь к тому, что молодежь нередко употребляют алкогольные напитки?
а) отрицательно, т.к. такие люди губят себя б) положительно, т.к. все так делают
в) безразлично, это личное дело каждого г) не задумывалась (ся)
6. Употребляете ли вы алкоголь?
а) да б) нет
7. Употребляют ли ваши родители алкоголь?
а) да б) нет
8.С кем вы попробовали алкоголь впервые?
а) с родителями б) с друзьями в) не пробовал(а) г) другой вариант_____________
9. С какой целью вы употребляете алкоголь?
а) просто так б) за компанию в) для веселья г) не задумывалась (ся)
10. Как часто вы употребляете алкоголь?
а) нечасто
в) всякий раз, когда появится повод г)всякий раз, когда появится желание
11. Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
12. Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к “бутылке”?
Информация о работе Девиантное поведение в студенческой среде