Девиантное поведение. Суицид как форма девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение темы девиантного поведения, также одной из форм проявления отклоняющего поведения – суицида.

Задачи данной работы: изучение сущности девиантного поведения, рассмотрение механизмов возникновения девиации, исследование суицидального поведения как формы проявления девиации на основании статистических данных, приведение примера социального контроля за отклоняющим поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…..3
Девиантное поведение. Сущность,

виды и механизм возникновения…………………………………….……….…….5
Девиантное поведение личности в современных условиях………….…..…10
Суицидальное поведение как форма проявления девиации…………..…..…13
Социальный контроль за девиантным поведением……………………….….18

Вывод…………………………………………………………………………….…19

Литература………………………………………………………………...…..…..20

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

   5. Истинное суицидальное поведение – 6 наблюдений (6%).

   6. Бремя повышенной ответственности  как причина суицидального поведения  (5 наблюдений - 5%). Формирование суицидального  поведения  в этих случаях возникает в связи со сложными проблемами в семье, за которые ребенку кажется, что он отвечает, но которые ему не по силам  решить. Суицидальному поведению предшествует депрессивный эпизод с нарастающим переживанием отчаянья.

   7.Суицид  вследствие непереносимости разлуки  – 4 случая (4%). Этот вариант наблюдался  при симбиотических отношениях между матерью и ребенком.

   8. Суицид как результат желания  быть похожим на своих родителей  (4 наблюдения - 4%). Ребенок своим поведением  «копирует» депрессию и склонность  к самоубийству одного из родителей.

   Так в 84 случаях (80%) наблюдается связь между формированием суицидального поведения у детей и семейной ситуацией. Установлена взаимосвязь между структурой семьи, внутрисемейными коммуникациями, семейными мифами и правилами, с одной стороны, и кратностью, формой и типом суицидального поведения, с другой.

   Исследование показало, что существует суицидальное поведение, которое связано напрямую с психотравмирующей ситуацией в семье и является реакцией на обострение данной ситуации. В ряде наблюдений суицидальное поведение было не связано с актуальной семейной ситуацией, а являлось типичной повторяющейся («наследственной») формой реакции членов данной семьи на трудную жизненную ситуацию. Кроме того, под наблюдением были случаи, в которых возникновение суицидального поведения напрямую не было связано с семьей, но приводило к дисфункциональной реакции семейной системы на симптоматическое поведение ребенка, что, в свою очередь, закрепляло это поведение в виде повторных суицидальных попыток (5 наблюдений).

Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения семейной психотерапии (семейного психологического консультирования) в комплекс мероприятий по профилактике и лечению суицидального поведения у детей и подростков.

  1. Социальный контроль за девиантным поведением.

   Очевидно, что использование уголовного наказания  в отношении правонарушений основанных на девиантном поведении не теряет смысл, так как присутствует необходимость в медицинской, психологической, социальной помощи.

   Наша  исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы  являются основными рассадниками элементов проявления девиации, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

   Как правило, вначале девиантное поведение немотивированно. Молодой человек, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

   Основные  факторы социального  контроля:

   – Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам  девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативной разным формам противоправного и аморального поведения.

   – Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы  приводит личность к социальной и  нравственной деградации и может  использоваться лишь как крайняя  мера воздействия. Следовательно, в  отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

   – Создание гибкой и разветвленной  системы социальной помощи, включающее государственные, общественные, благотворительные  и иные структурные звенья. Неплохо  зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” .

   – Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы  совести и слова, индивидуального  поиска смысла жизни (кризис духа или  утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание “институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

   – Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

   – Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма.

   – Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями  в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне в девиантами.

 

   Вывод.

   Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению  общественных потребностей. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.). Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

   Не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

   Анализируя  работу можно сделать следующие  выводы:

  • вопросы девиантного поведения личности в обществе актуальны среди молодежи;
  • отклонение девиантного поведения личности в обществе носят негативный характер;
  • девиантное поведение личности серьезная опасность в современном обществе;
  • стремление молодежи - не отклоняться от норм и принципов принятых в обществе.
 

 

Литература

  1. А. Л. Маршак. Социология: Учебное пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.
  2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 2004.
  3. Е. С. Ушаков. Суицидальные риски//Социологические исследования. 2008.№2С.106-110.
  4. И. Б. Орлова. Самоубийство – социальное явление//Социологические исследования.2005.№8.С.69-73.
  5. Маликова Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании / Н.Н. Маликова//Социс. – 2007.
  6. Я. Глинский. Социология девиантного поведения и социология контроля: краткий очерк//Социологические исследования.2005.№2.С. 51-68.

Информация о работе Девиантное поведение. Суицид как форма девиации