Девиантное поведение. Социологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

Содержание

Введение 4

1.Понятие девиантного поведения. 5
1.1.Понятие девиации 5
1.2.Понятие «нормы» и его связь с отклоняющимся поведением 7

2.Причины отклоняющегося поведения 9
2.1.Определение причин девиации различными учеными. 9
2.2.Маргинализация и отклоняющееся поведение....................................11
2.3.Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение. 14

3.Аддиктивные формы отклоняющегося поведения. 16

4.Девиантное поведение в современных условиях. 19

Заключение 22

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Каждая  из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

     2.2. Маргинализация и отклоняющееся поведение.

 

     Существует  и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов.

     Отвечая на вопрос, что главным образом  детерминирует в настоящее время  девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, то есть неустойчивость, “промежуточность”, “переходность”. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

     Экономические связи рвутся в первую очередь  и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной “переоценки ценностей”.[2,c.112]

     Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной  системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.

     Люди  смиряются с ухудшением своего материального  положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

     Примитивизация  общества как бы оправдывает различные  формы социальной патологии, перестает  не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

     Основным  социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

     Существенное  влияние на маргинализацию общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи  с расширением масштабов вынужденной  миграции, усилением оттока “некоренных народов” (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

     Наряду  с русскими значительно увеличивается  и поток людей других национальностей, уезжающих из родных мест в результате растущей социально-экономической  нестабильности. Их социальное обустройство представляется делом еще более сложным, чем русскоязычного населения: сказываются не только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к другим традициям и обычаям.

     Каковы  перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д. растущий численно слой люмпенов. Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела(или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев “социальное крушение”, перестала занимать промежуточное положение. Она как бы окончательно “определилась”. Вторая часть (значительно большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

     Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.

     Другая  группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Каждая из вышеназванных причин, обусловливающих расширение масштабов девиантного поведения, требует специального рассмотрения. Однако, принципиально новым и вместе с тем наиболее опасным для России в настоящее время является угроза наркотизации населения, под которой понимается процесс легализации распространения наркотиков среди различных социальных групп.

     Результаты  проводящихся в России социологических  исследований позволяют сделать выводы об увеличении за последнее время распространение наркотиков. Например, среди городского населения число респондентов, “потребляющих наркотики хоть раз в жизни”, колеблется от 11 до 15 %. Они, таким образом составляют значительную социальную базу для дальнейшего распространения наркомании, увеличения числа людей, зависимых от наркотиков и способных на любые действия ради их употребления.

     Обострилась за последние годы проблема алкоголизма. Россия находится на I месте в  употреблении алкоголя на душу населения (в 1995 г. этот показатель составлял около 20 литров абсолютного алкоголя на душу населения). Главная причина этого состоит в том, что в стране никогда не было научно обоснованной и последовательно осуществляемой антиалкогольной политики.9

     Нельзя  не отметить, что среди различных  видов социальных отклонений широкое распространение в последнее время получили бродяжничество, попрошайничество, проституция. Для них характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобные социальные отклонения в образ жизни.

     2.3.Отклоняющаяся  социализация и  девиантное поведение.

 

     Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира.

     Социализация  не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда  не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в “наложении” социальности на личность, в результате в личности нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

     Социализация  индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

     Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного мозговой патологией.

 

      3.Аддиктивные  формы  отклоняющегося поведения.

 

     В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция —  пагубная склонность к чему-либо). Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.10

     Суть  аддиктивного поведения заключается  в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным  типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением  по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

     Какие вещества, предметы или действия могут  быть средством для людей с  аддиктивной формой поведения? Это  — наркотики, алкоголь, табак, азартные  игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от  жизненно важных обязанностей человека.

     Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния  человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными  действиями, возникновением понимания того, что существует определенный  способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема,  радости, экстаза.11

     Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам  аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния  психологического диском форта провоцируют  аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.  Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я  не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п.

     В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение  человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не  только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество.  Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу  большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным   контактам такой человек не способен, даже если  окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия,  которые являются для него средствами аддикции.

     Проблема  аддиктивного поведения  включает не только анализ таких  известных явлений, как наркомания и алкоголизм,  но и гораздо менее  исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков  (ВДА), проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в  структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

 

      4. Девиантное поведение в современных условиях.

 

     Стоит ли говорить, насколько опасно для  общества распространение преступной идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

     Размытость  нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем  и от чего происходит отклонение?

Информация о работе Девиантное поведение. Социологический анализ