Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:40, реферат
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Девиантное
поведение: причины,
механизмы преодоления.
Проблема
девиантного поведения
Рассмотрение этой проблемы предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.
Для того
чтобы лучше понимать причины
возникновения девиантного
Основные теории
девиантного поведения.
Основная
предпосылка всех теорий физических
типов состоит в том, что определенные
физические черты личности предопределяют
совершаемые ею различные отклонения
от норм. Среди последователей теорий
физических типов можно назвать Ч. Ломброзо,
Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих
авторов присутствует одна основная идея:
люди с определенной физической конституцией
склонны совершать социальные отклонения,
осуждаемые обществом [4. C. 118]. Так, Ч.
Ломброзо, определяя криминальный тип
поведения преступника, выделил следующие
характерные черты: выступающая нижняя
челюсть, реденькая бородка, пониженная
чувствительность к боли. Однако практика показала
несостоятельность теорий физических
типов. Всем известны случаи, когда индивиды
с лицом херувимов совершали тягчайшие
преступления, а индивид с грубыми, "преступными"
чертами лица не мог обидеть и муху.
В основе
психоаналитических теорий отклоняющегося
поведения лежит изучение конфликтов,
происходящих в сознании личности.
Согласно теории З. Фрейда, у каждой
личности под слоем активного
сознания находится область
С точки
зрения ролевых теорий, ребенок в
процессе социализации должен овладеть
наиболее значимыми для него ролями,
но если этот механизм нарушен, может
начать работать компенсаторный механизм.
Ребенок все равно будет овладевать ролями,
но уже не социальными, а антисоциальными,
например: вор, наркоман, хулиган, драчун
и другими, которые характеризуются определенными
атрибутами.
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи. [4]
Г. Мертон в 1938 году внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма . По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.
Так, структура
индивидуального девиантного
Искажения
в системе ценностей большей
частью ведут к разложению социальных
институтов. Например, нарушения в
работе институтов юстиции – суда,
прокуратуры – ведут к
Теория стигмации,
или наклеивания ярлыков, — это способность
влиятельных групп общества ставить клеймо
девиантов некоторым социальным или национальным
группам (цыгане, лица кавказской национальности)
. Если на человеке ставят клеймо девианта,
то он начинает себя вести соответствующим
образом.
Факторы возникновения девиантного поведения.
Отклоняющееся
поведение имеет сложную
Биологические факторы.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические,
которые передаются по
психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций
физиологические
Психологические факторы.
Психологические факторы включают в себя наличие у человека психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Социально-педагогические
факторы.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. (проблемы в школе, неблагополучие семьи, жестокое обращение)
Социально-экономические
и морально-этические
факторы.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические
факторы проявляются с одной
стороны, в низком морально-нравственном
уровне современного общества, разрушении
ценностей, в первую очередь духовных,
падения нравов; с другой - в нейтральном
отношении общества к проявлениям девиантного
поведения.
Механизмы преодоления
Дело
в том, что девиантное
Помимо
проведения массовых профилактических
мероприятий – лекций и акций
(«День здоровья», «День борьбы с
курением» и др.), существуют и другие
меры.
Ниже перечислены основные виды профилактической
деятельности, направленные на предупреждение
и преодоление девиантного поведения.
• Информирование
– предоставление информации о негативных
медицинских, психологических, социальных
и правовых последствиях проблемного
поведения – право-нарушений, курения,
употребления алкоголя и наркотиков. Привлечение
внимания общественности через средства
массовой информации: введение специальной
рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.
• Проведение
в учебных заведениях практических занятий,
тренингов.
• Организация «альтернативной деятельности»
- организация досуга школьников, вовлечение
детей и подростков в спортивные секции;
организация работы творческих и трудовые
мастерских
• Семейная профилактика девиантного
поведения: психолого-педагогическое
просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая
работа с родителями
• Создание сети социальной поддержки.
Доказано, что люди, получающие эффективную
социальную поддержку от значимых для
них людей и социальных сообществ, легче
справляются со стрессами, лучше социально
адаптированы и более устойчивы к развитию
заболеваний и отклонений в поведении.
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений
Заключение.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Безусловно, в большинстве случаев, оно носит деструктивный характер, но оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Оно часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.
Информация о работе Девиантное поведение: причины, механизмы преодоления