Девиантное поведение: причины, механизмы преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Девиантное  поведение: причины, механизмы преодоления. 

Проблема  девиантного поведения изучается  давно, но несмотря на это в современном  мире она не становится менее актуальной. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Рассмотрение  этой проблемы  предполагает поиск  ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Для того чтобы лучше понимать причины  возникновения девиантного поведения  рассмотрим основные теории девиации. 

  Основные теории  девиантного поведения. 

Основная  предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4. C. 118]. Так,  Ч. Ломброзо, определяя криминальный тип поведения преступника,  выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху. 

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного  сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида 

С точки  зрения ролевых теорий, ребенок в  процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может  начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами. 

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи. [4]

Г. Мертон в 1938 году внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма . По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

Так, структура  индивидуального девиантного поведения  состоит из поступка, мотивов и  целей. Начальным звеном девиантного  поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и другие, то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

Искажения в системе ценностей большей  частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в  работе институтов юстиции – суда, прокуратуры – ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и других. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможности использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения.

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности) . Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. 

Факторы возникновения девиантного  поведения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном  взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Систематизируя все описанные выше теорииМожно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы.

Биологические факторы выражаются в существовании  неблагоприятных физических или  анатомических особенностей организма  человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного  развития, дефекты слуха и зрения повреждения нервной системы

психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций

физиологические

Психологические факторы.

Психологические факторы включают в себя наличие  у человека психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Социально-педагогические факторы. 

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного  воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. (проблемы в школе, неблагополучие семьи, жестокое обращение)

Социально-экономические и морально-этические факторы. 

Социально-экономические  факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и  бедных; обнищание значительной массы  населения; ограничение социально  приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические  факторы проявляются с одной  стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. 

Механизмы преодоления

 Дело  в том, что девиантное поведение,  как правило, закладывается в  подростковом возрасте, ведь в  течение этого периода происходит  своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.

Помимо  проведения массовых профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с  курением» и др.), существуют и другие меры. 
Ниже перечислены основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения.

• Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – право-нарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков. Привлечение внимания общественности через средства массовой информации: введение специальной рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.   

• Проведение в учебных заведениях практических занятий, тренингов. 
 
• Организация «альтернативной деятельности» - организация  досуга школьников, вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских

 
• Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая работа с родителями

 
Создание сети социальной поддержки. Доказано, что люди, получающие эффективную социальную поддержку от значимых для них людей и социальных сообществ, легче справляются со стрессами, лучше социально адаптированы и более устойчивы к развитию заболеваний и отклонений в поведении.
 

Существует  еще один подход, связанный с применением  санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений

Заключение. 

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в  данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).  Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Безусловно, в большинстве случаев, оно носит деструктивный характер, но  оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Оно часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.

Информация о работе Девиантное поведение: причины, механизмы преодоления