Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Введение ………………………………………………………………..3
Социальная сущность девиантного поведения ……………………….4
Виды девиантного поведения ………………………………………….6
Основные группы девиантного поведения …………………………....7
- Алкоголизм и алкоголики………………………………………..7
- Наркомания и наркоманы ……………………………………….10
- Преступность и преступники ………………………………......11
Иные формы девиантного поведения ……………………………….13
- Психические больные ………………………………………….13
- Самоубийство …………………………………………………..13
Микросреда и ее влияние на девиантное поведение ……………….15
Заключение ……………………………………………………………20
Список литературы ……………………
Однако, как показывает более глубокий анализ, серьезных сдвигов эти меры не принесли. Более того, они вызвали ряд тяжелых, негативных последствий. Во-первых, пьянство, вытесненное за пределы производства, переместилось в семейно-бытовую сферу, в результате чего стало менее доступным для контроля. На территории бывшего СССР по-прежнему насчитывалось 5 млн алкоголиков.
Во-вторых, поспешность и непродуманность многих мер борьбы с пьянством способствовали не сокращению, а росу самогоноварения, спекуляции. Так, если в 1985 году к ответственности за самогоноварение было привлечено более 80 тыс. граждан, то в 1986 году – 150 тыс. по некоторым экспертным оценкам, в 1987 году для изготовления самогона затрачено около 1,4 млн т сахара.
А ведь самогонный бум можно было предвидеть, обратившись хотя бы к историческому опыту (в 1923 г., в период «сухого закона», в деревнях России насчитывалось 10 млн самогонных аппаратов). известно и то, что при ослаблении функций денег как эквивалента обмена в условиях товарно-денежных отношений их роль часто берет на себя водка: за нее и построят, и отремонтируют, и подвезут.
В-третьих, примитивизм мер борьбы с пьянством привел к извращенным формам потребления алкоголя: к суррогатам, к токсикомании. Только от употребления химических препаратов и жидкостей в 1987 году погибло около 11 тыс. человек. Всего от алкоголизма ежегодно умирает 20 тыс. человек.
Пути борьбы с пьянством: начинать необходимо с семьи, со взрослых. По данным Ф. Шереги (1990 г.), треть алкоголиков и пьяниц опрокинули первую рюмку в возрасте 10 лет, 2/3 – от 11 до 15 лет. Уже сам этот факт подтверждает. Что пьянство и алкоголизм не являются органическим элементом какой-то особой субкультуры молодежи. В то же время исследования свидетельствуют: из числа молодежи 40% категорически «за» безалкогольные традиции. А среди старших таких всего 15%. В возрасте до 20 лет выпивает менее четверти молодежи, однако к 34 годам – уже две трети! В итоге – распавшиеся семьи (ежегодно 350 тыс. детей лишаются одного из родителей, при этом средний возраст разводящихся отцов 29 лет, матерей – 27лет), спиваются подростки (шестая часть больных алкоголизмом – молодежь в возрасте до 30 лет), становятся калеками дети.
Несовершенной продолжает быть политика реализации норм трезвого, здорового образа жизни. Низкая общая культура людей соседствует с убогой пропагандой, примитивизмом в решении конкретных задач (так называемые зоны трезвости), со стремлением использовать административные меры, командные методы вместо терпеливой и кропотливой работы.
Не изменилась, если не усугубилась, ситуация в стране в 90-е годы. Число алкоголиков не уменьшилось, а по ряду показателей возросло. Если стоимость хлеба с 1990 по 1996 год выросла в среднем в 15 тыс. раз, то водки – в среднем в 3 тыс. водка стала самым доступным товаром. И страну опять покрыл вал пьянства и алкоголизма, тем более что в добавку к отечественным в Россию хлынул неконтролируемый поток спирта и водки со всех стран Европы.
Несомненно, что это процесс имеет и еще будет иметь серьезные последствия. Одним из них (наряду с другими причинами) объясняется то факт, что смертность среди мужчин стала ниже пенсионного возраста, достигнув 57,8 года (1995 г.).
Очевидно, что комплексное решение проблем алкоголизма зависит от объединения как социальных, так и медицинских мер, как правового, так и морального регулирования, административных усилий и ответственности самого человека.
Наркомания и наркоманы
Атмосфера самоуспокоенности в 60 – 70-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.
По данным А.А. Габиани, наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них – молодежь до 25 лет. Хотя наркомания представляет собой прежде всего городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы.
С точки зрения уровня образования наркоманы мало чем отличаются от своих сверстников: подавляющее большинство (83,3%) имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование, 61,7% работают, 5,8% учатся, не работают и не учатся 24,8%.
Велик среди них и удельный вес ранее судимых (46%): почти каждый второй был наказан за преступления, связанные с наркоманией, а каждый четвертый – за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических веществ без цели сбыта.
Примерно каждый второй живет в семье, где кто-то злоупотребляет спиртными или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен, часто психическими или нервными заболеваниями.
Весьма широко распространена полинаркомания. Гашиш принимают 83,9%, морфий – 46,7, опий – 43,8, кокаин – 11,7, героин – 2%. Большинство – примерно ¾ - начали с гашиша, который вопреки бытующему мнению о якобы незначительной вредности приводит к тяжким последствиям. Вызывает озабоченность и то обстоятельство, что многие относятся к категории хронических наркоманов, т. е. лиц, давно и систематически принимающих наркотики (А.А. Габиани, 1988).
Большинство опрошенных (77,1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц. К числу искусителей относятся главным образом друзья и знакомые. Почти 2/3 имели гедонистические устремления, испытывали жажду острых ощущений, четвертая часть вступила на это путь, подражая другим, из снобистских побуждений.
Число тех, кто искал в наркотиках забвения после перенесенной психической травмы, личной драмы или потянулся к ним из-за неудовлетворенности жизнью, невелико. Имеющиеся данные опровергают упрощенное представление, будто главная причина потребления наркотиков – желание преодолеть страдания, приобрести душевное равновесие.
Потребители наркотиков платят за них немалые деньги. Разумеется, соответствующие суммы большинство потребителей наркотиков могут достать только преступным путем, так как многие из них не работают, а если и трудятся, то таких денег не зарабатывают. Все это позволяет сделать вывод, что наркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя: требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин.
Преступность и преступники
Все проявления преступности – это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой. Конечно, ни одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно считало противоправным поведением и какими средствами и методами вело борьбу с ними.
Существенный момент заключается в том, что в борьбе с преступностью нельзя смешать акценты, возлагая ответственность за динамику ее роста исключительно на правоохранительные органы. Следует отметить, что весомая доля преступлений остается еще вне учета, составляя так называемую латентную (невидимую) преступность. По мнению А. Ларькова, нельзя ориентироваться на уголовную статистику. Поскольку в ней фиксируются выявленные факты, а это всего лишь около 5% от числа совершенных преступлений. Следовательно, истинный ущерб в 20 раз больше. Но и эти цифры относительны, ибо сейчас результативность обнаружения хищений снизилась в 3 раза.
Это же с полным основанием можно отнести и к экономической преступности: в жизни она цветет пышным цветом, а по статистике, за нее привлекают к уголовной ответственности не более нескольких процентов. В статистику попадают далеко не все случаи выпуска недоброкачественной продукции, тогда как более 60% предприятий (из числа проверенных) нарушили ГОСТы, допускали приписки, искажения государственной отчетности, скрывали прибыль, уклонялись от уплаты налогов.
Особую остроту приобретает борьба с организованной преступностью, мафией. По мнению бывшего начальника Управления МВД России по борьбе с организованной преступностью А. И. Гурова, ее характеризуют три признака: 1) преступное общество, имеющее четкую структуру и иерархические связи; 2) организация, созданная для систематического преступного бизнеса; 3) связи с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у мафии.
Социология преступности предполагает и изучение самих преступников. Использование социологических методов позволяет дать оценку преступного мира в конце 80-х годов. На территории бывшего СССР по возрастному признаку из всех, отбывающих наказание, граждане до 25 лет составляли 27,4%, 25-55 лет – 67,2, 55-60 – 4,4 и старше 60 лет – 1%.
Наибольший массив отбывающих наказание (36,7%) осужден на срок от 5 до 10 лет, 9% осужденных совершили преступления, за которые им назначено от 10 до 15 (максимальный срок) лет пребывания за колючей проволокой. Год просидят 1,7%, от 1 до 3 лет – 21,4, свыше 3, но до 5 лет – 30,6%. И только полпроцента получили срок менее одного года.
Статистика 80-х годов утверждала, что больше всего преступники посягали на личное имущество. За эти преступные действия в учреждениях ИТУ находились 16,9% их всех заключенных. Как ни удивительно, но за такое вроде бы распространенное преступление, как хулиганство (так ориентировано общественное мнение), отбывали срок наказания практически столь же осужденных, сколько за убийство. По своему составу преступления распределялись следующим образом: умышленное нанесение тяжких телесных повреждений – 10,15, кража государственного имущества – 9,8, изнасилование – 8,6, разбой – 6,5. Грабеж – 5,7, хищение государственного имущества – 2,0%. Для сравнения по данным П.Г. Пономарева, в 1996 году кражи составляли 46%, хулиганство – 6,9, обман потребителей – 1,1, другие преступления исчислялись 41,3%.
Суммируя статистику, преступлений, совершенных против личности (разбой, грабеж, убийства, изнасилования и т. д.), можно прийти к главному выводу: защищать нужно прежде всего человека. Социологический анализ дает возможность выявить одно важнейшее обстоятельство: состав преступников мало коррелирует с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессе выступают различные виды деформированного сознания и поведения.
Иные формы девиантного поведения
Психические больные
По одной точке зрения психическое расстройство аналогично физической болезни. Согласно другой (более распространенной) – социальное отклонение. Форма прорыва нормы как у «пьяницы», вора, проститутки. Душевное расстройство – это форма отклонения, для которой не нашли специального ярлыка. Это – крайняя агрессивность, некорректные высказывания, разрыв межличностных отношений, насилие, мании, фобии (неврозы), депрессивные состояния, «неудобные» в отношениях с другими.
Психиатры различают невротиков и психоидов. Неврозы – более слабая форма: фобии типа страха воды, психосоматические нарушения (эмоции от высокого давления или язвы), агрессии (неспособность отбросить мысль об угрозе), ипохондрия, вспышки гнева.
Психозы: человек не может нормально функционировать.
Органические – нарушение мозговой деятельности, зависящие от наследственности и других факторов.
Функциональные – развиваются под влиянием стрессов и конфликтов.
1. Шизофрения (уход от реальности).
2. Паранойя (мания величия и преследования).
3. Аффекты – маниакально-депрессивные реакции или резкие подъемы и спады настроения.
Один из 10 американцев относится к какому-то типу. В 21 млн. семей (более чем каждой четвертой) есть больной. Один их 35 лечится (7 миллионов), а многие не получают медицинской помощи.
Самоубийство
Самоубийство (суицид) – это свободное и намеренное прекращение своей жизни.
Главная форма девиантного поведения. Отношение к ней разное и в обществах и в разные исторические периоды.
На Востоке разрешалось: в Китае как месть врагу, в Японии – харакири-уход от врага. Западная Европа, Америка, христианская и иудейская религии относятся отрицательно. Оценивалась рядом штатов как преступление до 1951, а в Англии – до 1961 г.
Некоторые тенденции в самоубийствах:
1. Тенденция к росту в 70-е годы в Швейцарии, ФРГ, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Австрии и Венгрии – до 19 % на 100.000 населения. В Италии, Испании, Греции, Ирландии – 6 %.
2. В США чаще среди мужчин (3:1).
3. Пожилые уходят из жизни чаще, чем молодые. Прямая связь с возрастом.
4. Среди семейных реже, а в семьях с детьми реже, чем у бездетных.
5. Белые чаще, чем небелые и особенно по сравнению с черными.
6. У протестантов чаще, чем у католиков и иудеев.
Э. Дюркгейм связывал причины с комплексов факторов. Главное – включенность в группы или общество. Три типа самоубийств по Дюркгейму:
1. Эгоистическое. У протестантов – акцент на личное спасение, у католиков – на спасение через церковь.
Но главное – разрыв связей с группой.
2. Аномальное. В результате крушения ценностей общества и группы.
3. Альтруистическое. Результат слияния с группой. Ради группы (харакири и т. п.).
Микросреда и её влияние на девиантное поведение
Информация о работе Девиантное поведение: понятие и основные формы