Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении молодежи. Ломаются традиционные моральные устои, а в результате возрастает возможность проявления в молодежной среде негативных явлений. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.31 Кб (Скачать)

В последние годы среди  этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994 г. территориальных центров помощи семье и детям было 92, то по состоянию на 2002 г. -437; соответственно социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних – 60 и 376, ; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченными возможностями – 94 и 237;

Социальных приютов для  детей и подростков – 173 и 490; других учреждений – 158 и более 200.В целом  в Российской Федерации социалные услуги предоставляют более 12 тыс. стационарных учреждений, полустационарных и нестационарных. Ими накоплен немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения поведения различных групп населения. [1, С. 24 – 27] Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в государстве проблеме девиантного поведения уделяется  необходимое внимание: принимаются меры по профилактике и смягчению девиантного поведения.

Задачами учреждений для  дезадаптированных детей и подростков являются:

- профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

- психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

- содействие возвращению в семью;

- обеспечение возможности получить образование;

- забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.[8, C. 272] Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

- личного обращения;

          - направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;

- постановления комиссий по делам несовершеннолетних;

-заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;

- постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица их заменяющие, ocvждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу; [9]

          М.Г. Хоменко выделяет три основных этапа в работе с детьми специалистов подобных учреждений :

- диагностическая работа;

- реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

- постреабилитационная защита ребенка.[10, С. 53 – 59] Необходимо все три этапа провести, чтобы достичь эффективности работы.

Е.И. Холостова предлагает к рассмотрению технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере учреждения социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

- обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном

государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

- обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Центры рассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:

- приемное отделение;

- отделение диагностики социальной дезадаптации;

- отделение реализации программ социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- семейная воспитательная группа.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.

В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и  первичная санитарная обработка  подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.

В отделении диагностики  социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Ее поэтапное осуществление  осуществляется в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений  несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в  получении образования, специальности  и в профориентации.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и  законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в  семейных воспитательных группах; оказывает  содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных  усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в  семью неродных детей и наблюдает  за адаптацией несовершеннолетних к  новой обстановке.

И наконец, пожалуй, самое  сложное направление деятельности центра – работа с семьей. Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

После возвращения детей  в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).[8, C. 276 – 277] Опираясь на вышесказанное можно сказать, что из  всех типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, наиболее целостно решает проблемы коррекционно-реабилитационной работы,  устраняя причины дезадаптации еще на начальном этапе до разрыва подростка с семьей.

По мнению Е.И. Холостовой, эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками.

В настоящее время в  системе такой работы наметилась целая сеть

учреждений: центр экстренной психологической помощи по телефону

(«телефон доверия»); центр психолого-педагогической помощи семье и детям; - территориальный центр социальной помощи семье и детям; центр

социальной реабилитации для несовершеннолетних; социальный приют для

детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения

родителей;

          Выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.

Учреждения социального  обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. В целом они составляют единый социальный организм, что схематически может быть представлено в виде своеобразной сети, призванной как бы удерживать ребенка на плаву. Если проанализировать такую «сеть», то станет ясно, например, что школа и другие воспитательно-образовательные учреждения — обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка. Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи семье и детям, — специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками.[8, C. 282 – 284 ] Таким образом, социальный работник играет  роль связующего звена, выполняет мобилизирующую и организаторскую функции в работе с подростками.

По мнению Е.И. Холостовой, основное содержание работы социального работника с «трудными» детьми и подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

Социальные работники  только в том случае добиваются успеха, если создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи — формирование ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся — приходится решать одновременно. Но этим задачи социального работника не исчерпываются: он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с «трудными» подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы — поучение, морализирование, тотальный контроль, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть.

Социальный работник может  не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения  в самом себе, желание работать над этим. Наиболее адекватной технологией при работе с подростками можно считать аналитико-преобразующий метод — перевоспитывающая корректировка личности ребенка.

Такого рода задача может  реализовываться в четыре этапа: первый — мотивационный (создание высокой  личностной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй — ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы — альтернативы); третий — установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на трезвость», бесконфликтные отношения с матерью); четвертый — деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с социальным работником,

развернутых планов и программ организации будущего поведения  в рамках определенной деятельности — спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д.).

После диагностики и квалификации потребностного состояния социальный работник предлагает подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности. После выявления той или иной склонности подростка социальный работник совместно с тренером, руководителем музыкального коллектива  и др. помогает подростку раскрыть привлекательные стороны, возможности и перспективы дела, которым он хочет заняться. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к психокоррекционному воздействию — последовательному преобразованию потребности в деятельность.

Хорошо, если после этого  подросток начинает заниматься реальным делом, например, посильно трудиться в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. — при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность, самоопределение, идентификация себя с обществом, частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентированная не на узко личные, а общественные, общечеловеческие ценности.

Социальный работник, стремящийся  преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать  главным объектом своего внимания вовсе  не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, криминальный, а значит, и асоциальный. [8, С. 284 - 290] Таким образом, социальный работник играет значительную роль в работе с подростками, реализуя их внутренний потенциал, мотивируя их к исправлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы определили основные типы девиантного поведения подростков и попытались разобраться в причинах такого поведения подростков.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что девиантное поведение имеет свои возрастные особенности. К основным видам девиации у подростков принято относить курение, употребление алкоголя и наркотиков, правонарушения. Обращение к отклоняющимся формам поведения свойственно практически всем подросткам в период так называемого подросткового кризиса. Девиантное поведение в подростковой субкультуре становится не только нормой, но и «идеальной формой» взрослости. В большей мере девиации подвержены такие подростки, у которых отсутствует временная перспектива (отсутствие цели), а также мотивация к учёбе. Проблема девиантного поведения подростков носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, педагогики и юриспруденции. Педагоги совместно с социологами, психологами, медиками разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной работы с лицами несовершеннолетнего возраста), создали специальные системы мер по работе с подростками и детьми, совершившими правонарушения и склонными к ним. Хотелось бы отметить, что непринятие коррекционных мер по отношению к подросткам, ведёт к развитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослых вызваны нарушениями их развития как личности именно в детском периоде.                         В заключение, хотелось бы сказать, что основное содержание социальной работы с девиантами должно затрагивать интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы, сферу саморегуляции и иные сферы человеческой жизнедеятельности. Только такой комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат.

Информация о работе Девиантное поведение подростков