Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа
Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении молодежи. Ломаются традиционные моральные устои, а в результате возрастает возможность проявления в молодежной среде негативных явлений. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки.
В последние годы среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994 г. территориальных центров помощи семье и детям было 92, то по состоянию на 2002 г. -437; соответственно социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних – 60 и 376, ; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченными возможностями – 94 и 237;
Социальных приютов для детей и подростков – 173 и 490; других учреждений – 158 и более 200.В целом в Российской Федерации социалные услуги предоставляют более 12 тыс. стационарных учреждений, полустационарных и нестационарных. Ими накоплен немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения поведения различных групп населения. [1, С. 24 – 27] Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в государстве проблеме девиантного поведения уделяется необходимое внимание: принимаются меры по профилактике и смягчению девиантного поведения.
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
- профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
- психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
- содействие возвращению в семью;
- обеспечение возможности получить образование;
- забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.[8, C. 272] Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
- личного обращения;
- направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
- постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
-заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;
- постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица их заменяющие, ocvждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу; [9]
М.Г. Хоменко выделяет три основных этапа в работе с детьми специалистов подобных учреждений :
- диагностическая работа;
- реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
- постреабилитационная защита ребенка.[10, С. 53 – 59] Необходимо все три этапа провести, чтобы достичь эффективности работы.
Е.И. Холостова предлагает к рассмотрению технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере учреждения социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
- обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном
государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
- обеспечение доступной и своевременной
квалифицированной социальной, правовой,
психолого-медико-
Центры рассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:
- приемное отделение;
- отделение диагностики социальной дезадаптации;
- отделение реализации программ социальной реабилитации;
- отделение социально-правовой помощи;
- семейная воспитательная группа.
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.
Ее поэтапное осуществление
осуществляется в отделении реализации
программ социальной реабилитации. Проводится
работа по восстановлению утраченных
связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению
системы межличностных
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.
И наконец, пожалуй, самое
сложное направление
После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).[8, C. 276 – 277] Опираясь на вышесказанное можно сказать, что из всех типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, наиболее целостно решает проблемы коррекционно-реабилитационной работы, устраняя причины дезадаптации еще на начальном этапе до разрыва подростка с семьей.
По мнению Е.И. Холостовой, эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками.
В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть
учреждений: центр экстренной психологической помощи по телефону
(«телефон доверия»); центр психолого-педагогической помощи семье и детям; - территориальный центр социальной помощи семье и детям; центр
социальной реабилитации для несовершеннолетних; социальный приют для
детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей;
Выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.
Учреждения социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. В целом они составляют единый социальный организм, что схематически может быть представлено в виде своеобразной сети, призванной как бы удерживать ребенка на плаву. Если проанализировать такую «сеть», то станет ясно, например, что школа и другие воспитательно-образовательные учреждения — обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка. Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи семье и детям, — специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками.[8, C. 282 – 284 ] Таким образом, социальный работник играет роль связующего звена, выполняет мобилизирующую и организаторскую функции в работе с подростками.
По мнению Е.И. Холостовой, основное содержание работы социального работника с «трудными» детьми и подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи — формирование ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся — приходится решать одновременно. Но этим задачи социального работника не исчерпываются: он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с «трудными» подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы — поучение, морализирование, тотальный контроль, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть.
Социальный работник может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим. Наиболее адекватной технологией при работе с подростками можно считать аналитико-преобразующий метод — перевоспитывающая корректировка личности ребенка.
Такого рода задача может реализовываться в четыре этапа: первый — мотивационный (создание высокой личностной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй — ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы — альтернативы); третий — установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на трезвость», бесконфликтные отношения с матерью); четвертый — деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с социальным работником,
развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности — спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д.).
После диагностики и квалификации потребностного состояния социальный работник предлагает подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности. После выявления той или иной склонности подростка социальный работник совместно с тренером, руководителем музыкального коллектива и др. помогает подростку раскрыть привлекательные стороны, возможности и перспективы дела, которым он хочет заняться. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к психокоррекционному воздействию — последовательному преобразованию потребности в деятельность.
Хорошо, если после этого подросток начинает заниматься реальным делом, например, посильно трудиться в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. — при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность, самоопределение, идентификация себя с обществом, частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентированная не на узко личные, а общественные, общечеловеческие ценности.
Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, криминальный, а значит, и асоциальный. [8, С. 284 - 290] Таким образом, социальный работник играет значительную роль в работе с подростками, реализуя их внутренний потенциал, мотивируя их к исправлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы определили основные типы девиантного поведения подростков и попытались разобраться в причинах такого поведения подростков.
Подводя итоги, хотелось бы
отметить, что девиантное поведение
имеет свои возрастные особенности. К
основным видам девиации у подростков
принято относить курение, употребление
алкоголя и наркотиков, правонарушения.
Обращение к отклоняющимся формам поведения
свойственно практически всем подросткам
в период так называемого подросткового
кризиса. Девиантное поведение в подростковой
субкультуре становится не только нормой,
но и «идеальной формой» взрослости. В
большей мере девиации подвержены такие
подростки, у которых отсутствует временная
перспектива (отсутствие цели), а также
мотивация к учёбе. Проблема девиантного
поведения подростков носит междисциплинарный
характер и находится на стыке социологии,
психологии, педагогики и юриспруденции.
Педагоги совместно с социологами, психологами,
медиками разработали теоретические основы
(концепции девиантного поведения подростка,
модели реабилитационной и коррекционной
работы с лицами несовершеннолетнего
возраста), создали специальные системы
мер по работе с подростками и детьми,
совершившими правонарушения и склонными
к ним. Хотелось бы отметить, что непринятие
коррекционных мер по отношению к подросткам,
ведёт к развитию взрослой девиации. Как
правило, отклонения в поведении взрослых
вызваны нарушениями их развития как личности
именно в детском периоде.