Девиантное поведение основные формы, причины, способы предотвращения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание

Введение
1. Девиантное поведение
2. Основы и причины девиации
2.1. Причины девиации по Э. Дюркгейму
3. Способы предотвращения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сделаная работа по социологии.docx

— 34.68 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
Факультет ГМУ 
Кафедра социологии и социального управления
 
 
 
 
 

Тема: Девиантное поведение основные формы, причины, способы предотвращения. 
 
 
 

                Выполнил:  
                 
                Проверил:
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Новосибирск, 2012 

Введение.......................................................................................................3

1. Девиантное поведение............................................................................4

2. Основы и причины девиации..................................................................4

2.1. Причины девиации по Э. Дюркгейму...................................................9

3. Способы предотвращения.....................................................................10

Заключение.................................................................................................13

Список использованной литературы.........................................................15

 

Введение

       Нормативные системы общества  не являются застывшими, навсегда  данными. Изменяются сами нормы,  изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

       Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

       В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.

 

     

Девиантное поведение

      В процессе социализации возможны  отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.

        К отклоняющемуся от общепринятых  норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства

Основы  и причины девиации

       Девиантность определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

    В нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько  же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.

    Групповые отклонения рассматриваются как  коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

       Социологи пытаются объяснить  истоки и причины отклоняющегося  поведения. Одни считают, что  люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

       Наиболее аргументированной точкой  зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

       Однако бывают случаи негативного  поведения детей-подростков из  вполне благополучных семей, ведь  семья не единственный источник  и причина социализации ребенка  в сложном, противоречивом, постоянно  изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно "возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения.

    Существование в реальной жизни большого числа  противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

    По  Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.

    Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности и психологического здоровья.

    Девиация  начинается с фрустрации, с возникновения  социального напряжения, невозможности  для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, после конфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действий и социально наказуемые.

       В любом обществе, или на различных  этапах его исторического развития вырабатываются свои критерии оценки поведения сограждан или групп людей. Одни отклонения могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается святым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девианты. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или учетные.

       Личностные качества и свойства  способствуют возвышению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, художника или ученого.

       Общественное мнение выработало  множество традиционных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть, отрешенным от окружающих, несколько странным, эрудированным и оригинальным; артист должен обладать фантазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но создаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.

       Личностные качества - это важный  фактор достижения превосходства,  а зачастую даже самый важный. Неслучайно многие великие люди  обладали теми или иными выдающимися личностными качествами. Безусловно, что не только социальная поддержка, но и высокие мотивы движут великими делами людей. Мотивы - это побуждения к совершению поведенческого акта, действия. За любым действием скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.

Причины девиации по Э. Дюркгейму

     Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

     Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

 

Способы предотвращения

     Осознание неизбежности отклонений в поведении  части людей не исключает необходимости  постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под  социальным контролем в широком  социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов  воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения  с целью их минимизации.

     Основные  механизмы социального контроля:

     1. собственно  контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;

     2. внутренний  контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

     3. косвенный  контроль, вызванный идентификацией  с референтной законопослушной группой;

     4. «контроль», основанный на широкой доступности  разнообразных способов достижения  целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным  или аморальным.

     Лишь  в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

     - замещение,  вытеснение наиболее опасных  форм социальной патологии общественно  полезными и/или нейтральными

     - направление  социальной активности в общественно  одобряемом, либо нейтральном русле

     - отказ  от уголовного или административного  преследования «преступников без  жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные  меры позволяют снять или нейтрализовать  данные формы социальной патологии,

     - создание  организаций (служб) социальной  помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической

     - реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур

Информация о работе Девиантное поведение основные формы, причины, способы предотвращения.