Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:04, контрольная работа
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Введение. Понятие девиантности……………………………………...3
Основные формы девиантного поведения…………………………….4
Причины девиантного поведения…………………………………….10
Способы предотвращения профилактика девиантного поведения...19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………….25
Неофрейдисты
природу делинквентности
Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.
Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь.2 Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.3 Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности.
Современные
отечественные
Устоявшимся
в психологической и
Долгие
годы психология базировалась лишь на
диспозиционизме, приписывая индивиду
(не ситуации) ответственность за выбор
поведенческих стереотипов. При
прогнозировании поведения
Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальны причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
Следует отметить, что с точки зрения функционалистской концепции девиантности отклоняющееся поведение есть проявление неэффективной «вторичной» социально-психической адаптации индивида к изменившейся внешней реальности с помощью ригидных и сверхнормативных средств психологической защиты. При этом смысл девиации может быть скрыт как от самого субъекта такого поведения, так и от лиц, признанных работать с ним.
Подводя итоги анализа причин происхождения девиантного поведения, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым. Большинство как отечественных, так и зарубежных ученых (Бандура А., Герн А., Гроссман Г., Лангмейер И., Матейчек З. и др.) считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида.5
Исходя
из этих положений, генезис отклоняющегося
поведения обусловливают такие
разнообразные, но взаимосвязанные
факторы, как: индивидный, действующий
на уровне психобиологических предпосылок,
социальный, определяющийся социально-экономическими
условиями существования общества, психолого-педагогический,
проявляющийся в дефектах школьного и
семейного воспитания, социально-психологический,
раскрывающий неблагоприятные особенности
взаимодействия личности со своим ближайшим
окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном
коллективе, т.е. нарушения социализации.
Формирование негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму. Пути реализации этого видятся в следующем:
Разработка системы комплексных мер по профилактике наркомании, токсикомании н алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты. В русло этого направления входят:
Усиление внимания на вопросы подготовки квалифицированных кадров по обучению приемам и методам распознавания и профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Среди
основных причин девиантного поведения
молодежи является неорганизованность
ее досуга. Досуг молодых людей отличается
на сегодняшний день большой сложностью,
отражает существенные характеристики
российского социума, наполняется различным,
подчас весьма противоречивым, содержанием.
Современная ситуация в духовной сфере
российского общества определена специалистами
как ценностно-нормативный вакуум. Становление
новой российской государственности и
демократизация социума сопровождаются
таким неизбежным явлением, как утрата
нравственных ценностей. Молодежь, являясь
объектом социализации, быстро и легко
принимает те искаженные ценности, установки,
способы поведения, которые характерны
для общества переходного периода. Досуг
современной молодежи резко отличается
от того, каким он был у предыдущего поколения,
их родителей. Это отличие выражается
в формах проведения, а также его содержательности.
В настоящее время сократилась доступность
культурных ценностей. Тормозятся процессы
разработки и реализации программ целевого
использования учреждений культуры. Слабое
финансирование учреждений культуры за
счет бюджетных средств привело к резкому
их сокращению (многие кинотеатры, например,
отданы под офисы, склады, ночные бары).
В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек
в пополнении своих фондов. Компьютерные
клубы, ночные бары и дискотеки и многое
другое послужили к утрате молодежью интереса
к художественному и техническому творчеству,
туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский
(просмотр видеофильмов, прослушивание
кассет и компакт-дисков). Как показывают
данные одного социологического исследования,
значительная часть свободного времени
отводится просмотру телепередач (18,8%);
лишь незначительная доля молодых респондентов
занимается в спортивных секциях (9,2%),
чтением художественной литературы (3,1%),
занятиями музыкой (1,2%), посещением театров,
музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием
(0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают
встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают»
свободное время бесцельно, как могут
и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам
что-нибудь проводить досуг так, как хочется,
и если да, то что именно?» ответы распределились
следующим образом: нес кем пойти (2,2%),
не умею организовать свое время (7,6%), не
хватает времени (15,4%), не испытываю проблем
в организации досуга (20,8%), не хватает
денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой
стороны, существование огромного количества
свободного времени (ранее оно заполнялось
отправками в колхозы, стройотряды, различного
рода партийными собраниями и сборами,
кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг
молодежи был организован) заставляет
молодых людей самим себе его организовывать.
Социальная незадействованность провоцирует
развитие антисоциального поведения.
«От нечего делать» сегодня совершаются
большинство хулиганских выходок и посягательств
(разбитие телефонных будок, газетных
и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных
и автобусных касс, магазинов, музыкальных
салонов и т.п); употребление алкогольных,
наркотических и токсических средств.
Таким образом, молодые люди, «принадлежащие
сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся
с нормами и ценностями общества, в большей
степени, чем включенные в общественные
процессы, жизнь. Не нужда, потребность
в предметах первой необходимости заставляют
молодых людей вступить сегодня на путь
криминала (автор настоящей работы, естественно,
этого также не упускает из внимания).
Вседозволенность, распущенность, наплевательский
«пофигизм», желание позабавиться, «оторваться»,
продемонстрировать свою силу и мощь,
«крутизну», зачастую проявляемые сами
по себе – просто так, «от нечего делать»,
подкрепленные иждивенческой установкой
к жизни, являются основными причинами
небывалого роста правонарушений среди
людей молодого возраста в России. Многие
аналитики при этом ссылаются на то, что
российская молодежь сегодня поставлена
в такие трудные социальные условия и
подобного рода поведение является вполне
адекватной реакцией, однако это выглядит
по большей мере лишь как ее оправдание.
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное
поведение может принимать
Отклоняющееся поведение
часто служит основанием, началом
существования общепринятых культурных
норм. Без него было бы трудно адаптировать
культуру к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в какой степени
должно быть распространено отклоняющееся
поведение и какие его виды полезны, а
самое главное - терпимы для общества,
до сих пор практически не разрешён. Если
рассматривать любые области человеческой
деятельности: политику, управление, этику,
то нельзя вполне определённо ответить
на этот вопрос (например, какие нормы
лучше: воспринятые нами республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или нормы этикета
наших отцов и дедов?). Удовлетворительный
ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного поведения
требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм
и наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества новых культурных
образцов. Следует признать, что подавляющее
число социальных отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И только некоторые
немногочисленные отклонения можно считать
полезными. Одна из задач социологов -
распознавать и отбирать полезные культурные
образцы в отклоняющемся поведении индивидов
и групп.
Список
использованной литературы
Информация о работе Девиантное поведение: основные формы, причины, способы предотвращения