Девиантное поведение и способы его социального контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

Работа содержит 1 файл

девиантное поведение.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     В теории стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считается, что девиация – «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное - поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка - всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

     Сторонники  радикальной криминологии (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивают позицию, что  девиация – это результат противодействия норм общества.

     Новейшие  теории девиации делают акцент на характере  общества и стремятся выявить  в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

     Изучение  механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими  отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права. 
 
 
 

4.Социальный контроль и способы борьбы с девиантным поведением. 

     Проблема  девиантного поведения уже давно  изучается на Западе. В России эта  отрасль психологии сравнительно  молода. Объясняется это тем, что еще 15 лет назад 12-летний подросток наркоман, алкоголик или убийца были исключением из правил. Сейчас же никого не удивляет, хотя и шокирует тот факт, что малолетние чаще и чаще совершают насильственные преступления с особой жестокостью. 8

     Экономические преобразования, которые стали происходить  в нашей стране с 1991 года, основательно и быстро помогли разрушить старые, сложившиеся устои в обществе, но нового взамен ничего не возникло. Страну наводнили западные фильмы, журналы о красивой жизни;  стало проще купить наркотики, алкогольные напитки. Общество разделилось на богатых и бедных.  Все «бросились» различными путями зарабатывать деньги. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кривая преступности резко пошла вверх.  Встал вопрос о том, как найти выход из этой ситуации. Первыми этой проблемой занялись психологи. В настоящее время проблема девиантного  поведения это не только сфера, представляющая интерес для психологов, но и для криминологов, практических работников правоохранительных органов.

     Любое общество для самосохранения устанавливает  определенные нормы, правила поведения  и соответствующий контроль за их исполнением.

     Возможны  три основные формы контроля. Изоляция - отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни. Обособление - ограничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница. Реабилитация - подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Контроль может быть формальным и неформальным. Неформальный контроль - неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.

     Система формального контроля - организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии.

     Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п. Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм и правил, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.

     В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой социальный контроль от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению. Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан - общественный остракизм, изнасилования - строгое уголовное наказание).

     Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила - законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот. Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение.

     Каким же образом можно бороться с проявлением  девиантного поведения? Прежде всего, это формирование негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму. Пути реализации этого видятся в следующем:

     - привлечение внимания общественности через средства массовой информации: введение специальной рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах;

     - о наркомании, токсикомании и алкоголизме нужно говорить не только и не столько с позиции оценивания, сколько с позиции конкретных действий по борьбе с ними. Это могут быть адреса медико-реабилитационных пунктов, кабинетов психологической помощи, рассказы людей об опыте освобождения от наркозависимости, сообщение приемов отказа от употребления наркотических веществ (например - 50 способов сказать "нет", когда предлагают попробовать);

     - широкое распространение информации (буклеты, рекламные проспекты, аудио-видеоматериалы), пропагандирующие здоровый образ жизни.

     - проведение практических занятий, тренингов по формированию негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму;

     - разработка системы комплексных мер по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты;

     - профилактика девиантного поведения в молодёжной среде, поскольку среди основных причин девиантного поведения молодежи является неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п.); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь.

     Мудрая  китайская пословица гласит: «Бывает  только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет  и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными». Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты в духовном мире и поведении, причем ликвидировать их – сложнейшая задача, требующая порой длительных усилий.

     Общеизвестно, что преступление лучше предупредить, чем воздействовать на человека после совершения преступного деяния. И профилактические меры по предупреждению преступлений должны принимать не тогда, когда человек уже сформировался как личность, а намного раньше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Проблема  девиантного поведения изучается  давно, но несмотря на это в современном  мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в  подростковом возрасте, ведь в течение  этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

     Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

       Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

     Особенностями девиантного поведения являются: 1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация); 2) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни); 3) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).

     Негативные  последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии  выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

     Но  исследователи называют и социально  значимые функции девиантного поведения: 1) оно способно усиливать подчинение нормам (наказание или даже простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению); 2) девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа "Человек и закон"); 3) девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов (людей, склонных к патологическому или просто иному от принятого в данной группе поведению) (мы объединяемся по критерию "наши – не наши", подразумевая под этим соответствие или несоответствие человека признаваемым нами нормам); 4) девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Григорьева  С.В. Криминогенная роль девиантного  поведения детей и подростков: основные направления его профилактики. Монография. – Псков: Псковский филиал Академии права и управления, 2003.
  2. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
  3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко и др. -  М.: Педагогика – Пресс, 2001.
  4. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
  5. Социальная педагогика: Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Галагузовой - М., 2000.
  6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М. Академия, 1996.
  7. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр, 2002.

Информация о работе Девиантное поведение и способы его социального контроля