Девиантное поведение и современные молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Ведь все чаще среди молодежи можно встретить девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. Это заставляет задуматься. Для того чтобы лучше понять что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.

Работа содержит 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.

Ведь все чаще среди молодежи можно встретить девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. Это заставляет задуматься. Для того чтобы лучше понять что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы некие идеальные  образцы (шаблоны), определяющие то, что  люди должны говорить, думать, чувствовать  и делать в конкретных ситуациях. Существуют два типа социальных норм:

Первый тип – это нормы, которые  возникают и существуют только в  малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются “групповыми привычками”.

Второй тип – это нормы, которые  возникают и существуют в больших  группах или в обществе в целом. Они называются “общими правилами”. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Итак подведём итог, под девиантным поведением понимается:

1) поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или же фактически сложившимся  в данном обществе (социальной  группе) нормам и ожиданиям. В  данном случае девиантное поведение выступает как предмет психологии, педагогики, психиатрии.

2) социальное явление, выражающееся  в относительно массовых и  устойчивых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным или  же фактически сложившимся в  данном обществе нормам и ожиданиям.  Здесь девиантное поведение рассматривается как предмет социологии, социальной психологии.

1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к  ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая – саму социальную систему и ее несовершенство.

Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями.В их теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения.

2. Факторы девиантного поведения

В числе разнообразных взаимосвязанных  факторов девиантного поведения можно выделить:

1) Биологический, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.

3) Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.

4) Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.

5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Все эти факторы оказывают воздействие  в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между  их негативными последствиями и  характером поведения человека

3. Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.

1. Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

2. Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: пробелы в знаниях, конфликт с учителем и со сверстниками.

3. Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи.

4. Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.

Распад системы трудоустройства  подростков и молодежи и воспитание их в трудовых коллективах. Длительное отсутствие в следствии этого определенных занятий участия молодежи.

4. Виды девиатного поведения.

При всей относительности понятия  «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах. Все виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых молодые люди не осознают.

Одна из распространенных вредных  привычек у современной молодежи – курение. К нему они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым. По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. .Одна из причин распространения курения среди юношей и девушек заключается в примере взрослых, которым они подражают. Курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина.

1) Преступность.

Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный  для общества характер. Ее можно  определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах.

В среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный показатель среди других молодежных групп;

Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – три из пяти совершаемых преступлений;

Преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, "чувствительна" к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, социальных служб, воспитательных учреждений.

Эти обстоятельства формируют криминогенную  личность, для которой характерны утрата интересов к учебе, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового  сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.

Говоря о факторах, формирующих  преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к обыденному атрибуту современной  жизни.

Часто в основе преступлений лежат  конфликты: бытовые, межличностные, между  преступными группами или банд формированиями, между индивидами и преступной средой, межнациональные. Как правило, в  их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние  годы "выяснения конфликтных отношений" в преступной среде стали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.

2) Молодежь в сфере криминального влияния.

Усиление групповых проявлений молодежной преступности многие специалисты  считают самым главным фактором при оценке развития криминогенного влияния на молодежь.

Неуважение к закону, представление  о нем как о факторе второстепенной важности, правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального  мира, объясняют рост численности  криминальной молодежи в целом.

В результате роста криминогенного влияния на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и поведении. Во-первых, существенно трансформируется ее социальное самочувствие. Во-вторых, отмечается нежелание большинства  молодых людей содействовать  органам правопорядка в борьбе с  преступностью. Не случайно среди молодежи широко распространенны в основном презрительные клички работников милиции.  
В-третьих, не менее важно проявление криминогенного влияния на молодежь, является проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего "блатного жаргона", уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами. В-четвертых, – существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодежи.

Социологические исследования показывают, что юноши более подвержены криминогенному влиянию, чем девушки. "Рубежным", с точки зрения криминогенного влияния  на молодежь, является 15-16 летний возраст.

3) Наркомания.

Наркотики известны человечеству с  незапамятных времен. Древние источники  свидетельствуют о том, что наркотики  употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет  до нашей эры. Первыми наркотиками  были продукты опиумного мака и индийской  конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших слоев".

Информация о работе Девиантное поведение и современные молодежные субкультуры