Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:08, курсовая работа
Данное исследование посвящено изучению проблемы девиации и делинквентного поведения, а так же социального контроля этой проблемы. Весьма актуальной эта тема является и для Кыргызстана, находящаяся в затянувшемся и болезненном политическом и социально – экономическом периоде. Согласно данным криминалистики, здравоохранения, социологии, прессы, всё больше людей подвергаются девиации, и всё больше отклонений от стандартов общественных норм преобразуется нормой. Необходимо вмешательство в ситуацию общества, осознание девиантного поведения как особой проблемы, требующей особых мер, направленных на её решение.
Анализируя факторы, детерминирующие наркоманию, следует иметь ввиду, что:
- ни один из факторов не является основополагающим, решающим;
- даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно, поскольку и в этом случае злоупотребление психотропными веществами может быть, а может и не быть: сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, уровень окружающего микросоциума влияют на многих людей, однако далеко не все из них становятся наркоманами;
- неблагоприятные
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.
Очевидно, что использование уголовного
наказания в отношении гомосекс
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.
К институтам социального контроля относят семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) – обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.
Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии.7
Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны доверия». В то же время в отношении преступного поведения нужны запретительно-репрессивные меры.
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций (если алкоголь – для поднятия настроения – надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки семьи и детей, программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного характера). В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а состоявшиеся девианты). Это – создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты в семье; увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и т.д.); создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; умеющие уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение улиц); оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля – это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.8
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.
Основные факторы социального контроля:9
· Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
· Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
· Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
· Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
· Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
· Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
· Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.
Наркомания и алкоголизм как виды девиантного поведения. В Казахстане проводят ряд мер для профилактике юных наркоманов и алкоголиков. Процесс наркотизации подрастающего поколения требует адекватной его масштабам реакции со стороны общества и государства, в том числе социальных служб. Антинаркотические меры можно подразделить на:
1) профилактические, предупредительные;
2) лечебно-реабилитационные;
3) организационно - управленческие;
4) законодательные.
Существует
несколько концептуальных моделей
профилактической, пропагандистской и
просветительско-
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно и в комплексе.
В целом же профилактические меры предполагают:
- формирование у подростков и юношей адекватного отношения к наркомании (наркоман - это неприятно, тягостно для окружающих; это опасно для самого человека, для общества и т. п.);
-
тренировку навыков
-
развитие у ребенка, подростка,
- формирование навыков ведения здорового образа жизни.
Введение профилактической антинаркотической работы, базируется на следующих принципах:
-
системность - учет в профилактической
работе всей совокупности
- парциальность (лат.—часть) - представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, направленного на формирование психологических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении всей суммы факторов риска;
-
проблемная адекватность - максимальное
отражение в содержании
- когнитивная адекватность (лат.-познаю) – обязательное соответствие содержания просветительских, пропагандистских материалов и методических приемов, языка общения с объектом профилактики его интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала;
- наркологическая адекватность - учет местной, «родной» наркологической «культуры», т. е. типичных для региона форм потребления различных наркотиков, видов «любимых», распространенных веществ, действующих механизмов вовлечения подростков, юношей в их потребление, особенностей общественного мнения в отношении к наркотизации и наркоманам;
- персонификация - обеспечение (при
возможности) прямого личного,
персонального воздействия на
молодежь как ее любимых «
-
обязательный альтернативный «
Информация о работе Девиация и делинквентное поведение: социальный контроль