Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:25, реферат
Беспризорность детская — отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.
Беспризорность детская — отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.
В России беспризорность
приняла угрожающий характер после
1-й мировой войны и
В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921−1922 годах – 540 тысяч детей [4, с. 193.].Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.
Ликвидация беспризорности
также требовала проведения санитарной
обработки обитателей подвалов и
улиц, в необходимых случаях лечения,
организации питания и учебы
детей, предоставления жилья и работы
подросткам. Для этого на предприятиях
были введены специальные
Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.
Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей [9].
Несмотря на
очевидные трудности
В 1934 ВЦИК издает
специальное Постановление «Об
устройстве детей лиц, находящихся
под стражей», по которому дети должны
передаваться под опеку в детские
заведения, но попадая в них с
прочерком в графе «родители»
и сталкиваясь там с
Постановление
ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года
«О мерах борьбы с преступностью
среди несовершеннолетних»
Комиссии для несовершеннолетних в июне 1935 были ликвидированы, а учреждения для несовершеннолетних были переданы в НКВД.
Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в систему городских учреждений народного образования, но сведения о детях, репрессированных в детских домах до 1954 года хранятся в НКВД.
К середине 30-х гг. XX века массовая беспризорность ликвидирована, что было заявлено в 1935 году в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, но вместе с тем, наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.
Опасность беспризорности
вновь возникла в годы Великой
Отечественной войны. В итоге
такие важные проблемы борьбы с детской
беспризорностью, как численность
беспризорных и несовершеннолетних
преступников, трудности содержания
детей в детских учреждениях,
социальная помощь зарубежных благотворительных
организаций уличным детям, не получили
достаточного освещения. Исследуемые
проблемы получили отражение лишь в
отдельных изданиях, обобщающих деятельность
КПСС, Советов по реализации государственной
социальной политики. Причиной этому,
на наш взгляд, явилось утверждение
официальной пропаганды о ликвидации
детской беспризорности к концу
1940-х гг., беспризорность заменили терминами
«детская безнадзорность» и «
Модель советского
«счастливого детства» эпохи сталинизма
представляла собой слаженный
Другую часть
этой модели составляли детские учреждения
(колонии, специальные детские дома
и т. д.), которые изымали, наказывали,
перевоспитывали, возвращали обратно
в «советское детство» тех детей,
чье поведение не вписывалось
в рамки официальной концепции
детства (беспризорных и безнадзорных,
совершавших проступки и
Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.
Дома ребенка,
детские дома также не всегда могли
обеспечить детям-беспризорникам прохождение
всех этапов «эталонной» социализации,
поскольку находились в тяжелом
материально-бытовом положении. Все
это способствовало распространению
аномального поведения среди
детей (бегство из детских домов
и других учреждений, нищенство, бродяжничество,
преступления и т. д.). Для борьбы
с его последствиями
Несмотря на то, что послевоенные материально-бытовые проблемы детских учреждений, на первый взгляд, не могли привести к успешной социализации советских детей и подростков, их чрезвычайная идеологизация сильно воздействовала на формирование «правильной» идентичности.
Новый всплеск
беспризорности наблюдается в России
с начала 1990-х годов. В документах
Совета Федерации причинами
Другими причинами
являются криминализация общества, широкое
распространение новых для
На протяжении
ХХ века Россия пережила две волны
детской беспризорности, связанные
с гражданской и Великой
С конца 80-х г.г. по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения уровня жизни число детей, оставшихся без родителей, стало снова расти. В 90-е годы XX века в России произошло снижение уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие – рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей [3]).
Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования.
Существующее законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим. Эффективная борьба с подобными явлениями затруднена, по мнению Нестеренко Р. И Перкова А., по следующим причинам: в российском законодательстве отсутствует уголовная ответственность за сводничество и сутенерство; в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними; уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников [3].
Так, необходимо
внести изменения и дополнения в
Федеральный закон «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей
– сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» по усовершенствованию
порядка устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, обеспечения детей указанной
категории, жилой площадью. Также
необходимо усилить уголовное
Основным законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В законе впервые разграничиваются такие понятия как безнадзорный и беспризорный. Безнадзорным считает несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитании и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорным - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [8].
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.