Детская беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:13, статья

Описание работы

Беспризорность детская — отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.

Работа содержит 1 файл

Детская беспризорность и безнадзорность в истории России.docx

— 25.99 Кб (Скачать)
Детская беспризорность и безнадзорность в  истории России: проблемы и пути решения 
27.11.2007
Цыганова  Е. С., 
Филиал РГСУ в г. Красноярске

Беспризорность  детская — отсутствие у детей  и подростков места жительства или  места пребывания. Возникновению  и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия  и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская  проституция, алкоголизм, наркомания.

В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской  Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных [7, с. 134]). Проблемами беспризорности занимались Государственный  совет защиты детей (1919, председатель А. В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при  ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф. Э. Дзержинский), социальные инспекции  на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924). Опытные педагоги стремились создавать  беспризорным детям максимальные возможности  для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности.

В 1926 приняты  Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в  РСФСР и Постановление ЦИК  и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Система ликвидации беспризорности включала выявление  и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские  дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских  домов, школ, ФЗУ с обслуживающей  их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие. В 1919 году в  детских домах воспитывалось 125 тысяч  детей, в 1921−1922 годах – 540 тысяч детей [4, с. 193.].Применялись такие формы  работы с беспризорными детьми, как  патронат, усыновление, опека и попечительство.

Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и  улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы  детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного  обучения и трудоустройства подростков.

Активное участие  в работе с детьми и подростками  «с улицы» принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных  в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной  борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей [9].

Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось  более 280 детских домов, 420 «трудовых  коммун» и 880 «детских городков» [9].

В 1934 ВЦИК издает специальное Постановление «Об  устройстве детей лиц, находящихся  под стражей», по которому дети должны передаваться под опеку в детские  заведения, но попадая в них с  прочерком в графе «родители» и сталкиваясь там с презрительным  отношением других детей и издевательствами воспитателей, они долго не задерживаются  и присоединяются к беглецам.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью  среди несовершеннолетних» действовало 24 года и только в 1959 году было отменено. Возраст уголовной ответственности  по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет, поэтому был восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний. Указом 1941 года предписывалось применять это постановление  не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по неосторожности.

Комиссии для  несовершеннолетних в июне 1935 были ликвидированы, а учреждения для  несовершеннолетних были переданы в  НКВД.

Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в  систему городских учреждений народного  образования, но сведения о детях  репрессированных в детских домах  до 1954 года хранятся в НКВД.

К середине 30-х  гг. XX века массовая беспризорность ликвидирована, что было заявлено в 1935 году в постановлении  СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, но вместе с тем, наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой  Отечественной войны. В итоге  такие важные проблемы борьбы с детской  беспризорностью, как численность  беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных  организаций уличным детям, не получили достаточного освещения. Исследуемые  проблемы получили отражение лишь в  отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной  социальной политики. Причиной этому, на наш взгляд, явилось утверждение  официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности к концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами  «детская безнадзорность» и «преступность  несовершеннолетних».

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный  механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии  семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь  применение предусмотренных законом  принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские  дома). Начиная с самого раннего  возраста ребенок должен был пройти все основные этапы советской  социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался  сиротой, его воспитанием полностью  занимались государственные детские  учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть  этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).

Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи  с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных  и первых послевоенных лет, была эффективным  инструментом официальной советской  социализации.

Дома ребенка, детские дома также не всегда могли  обеспечить детям-беспризорникам прохождение  всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом  материально-бытовом положении. Все  это способствовало распространению  аномального поведения среди  детей (бегство из детских домов  и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т. д.). Для борьбы с его последствиями действовала  целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники-распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый  круг. Оступившись и попав в  криминальную среду, он обычно не мог  выйти из неё. Так, государственная  политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовала её росту.

Несмотря на то, что послевоенные материально-бытовые  проблемы детских учреждений, на первый взгляд, не могли привести к успешной социализации советских детей и  подростков, их чрезвычайная идеологизация  сильно воздействовала на формирование «правильной» идентичности.

Новый всплеск  беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения  и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а  также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей  и воспитательного потенциала семей) [2, с. 24.].

Другими причинами  являются криминализация общества, широкое  распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей  в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто  без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым  экономическим положением этих стран [6, с. 5].

На протяжении ХХ века Россия пережила две волны  детской беспризорности, связанные  с гражданской и Великой Отечественной  войнами. В настоящее время можно  говорить о третьей волне.

С конца 80-х г.г. по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения  уровня жизни число детей, оставшихся без родителей, стало снова расти. В 90-е годы XX века в России произошло  снижение уровня социально-правовой и  экономически обеспеченной защиты детства  и как следствие – рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось  свыше 2 млн. беспризорных детей [3]).

Беспризорность  и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как  перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования.

Существующее  законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим. Эффективная  борьба с подобными явлениями  затруднена, по мнению Нестеренко Р. И  Перкова А., по следующим причинам: в российском законодательстве отсутствует  уголовная ответственность за сводничество и сутенерство; в России узаконены  самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых  разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними; уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников [3].

Так, необходимо внести изменения и дополнения в  Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей  – сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей» по усовершенствованию порядка устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обеспечения детей указанной  категории, жилой площадью. Также  необходимо усилить уголовное преследование  родителей и других лиц, допускающих  истязание детей, за оставление их в  опасном состоянии, в том числе  истощение, неоказание медицинской  помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Хотя закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении  родителей пока не сложилась. И, конечно  же, надо усилить уголовную ответственность  в отношении лиц, вовлекающих  детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией  детей и подростков.

Основным законодательным  документом, направленным на решение  проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный  закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в  соответствии с которым основными  задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление  и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и  законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в  социально опасном положении; выявление  и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В законе впервые  разграничиваются такие понятия  как безнадзорный и беспризорный. Безнадзорным считает несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по его воспитании и (или) содержанию со стороны родителей  или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорным- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [8].

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки  и попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и  семей, находящихся в социально  опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими  правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей  или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение  либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной  и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально  опасном положении, а также незамедлительно  информировать об этом соответствующие  структуры.

Опыт прошлых  лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, что  традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов  и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой  ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия  воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские  дома, общины, детские деревни и  др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка  в центр своих интересов и  придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

Литература:

1. Дивицына Н.  Ф. Социальная работа с неблагополучными  детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 288 с.

2. Климантова  Г. И., Федотовская Т. А. О  профилактике беспризорности и  безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной  ситуации // Аналитический вестник.  Сер. № 46 «Основные проблемы  социального развития России», 2002. № 20 (176).

3. Нестеренко  Р., Перков А. Детская беспризорность  и безнадзорность в России: проблемы  и пути решения/ http://www.yurclub.ru

4. Педагогическая  энциклопедия / Под ред. Н. В.  Шаповалов. — М.: Наука, T.I. 1964.

5. Поддубная  Т. Н. Управление системой социальной  защиты детства/ Т. Н. Поддубная,  А. А. Поддубный.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 347с.

6. Подросток  мигрант (Информация Московского  городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №  12.

7. Рожков А.  Ю. Борьба с беспризорностью  в первое советское десятилетие  // Вопросы истории, 2000. № 11.

8. ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних»  №120-ФЗ от 24 июня 1999 г.

9. Хлобустов  О. Об опыте борьбы с детской  беспризорностью/ http://www.ovsem.com/user/oobdp

Информация о работе Детская беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения