Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа
В жизни любой организации или предприятия эти виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Между собой их сближают такие моменты, как ориентация на интересы работы, некоторый формализм языка, т.е. все то, что придает деловой характер этим речевым взаимодействиям.
Введение
Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми.
В жизни любой
организации или предприятия
эти виды делового общения занимают
важное место. Обмен информацией, выдвижение
и разработка рабочих идей, контроль
и координация деятельности сотрудников,
подведение итогов и оценка достигнутого
- вот лишь некоторые стороны деятельности
организации, которые связаны с
проведением совещаний и
Что такое общение? Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6].
Общение людей протекает в различных сферах социальной коммуникации. Одной из наиболее актуальных проблем исследования социального речевого взаимодействия является изучение служебно-делового общения, так как жизнь делового человека связана с общением непосредствен¬но. Без речи невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях . Служебно-деловое общение отличается от всех прочих типов общения тем, что всегда имеет целевую направленность на достижение какой-либо предметной договорённости. В деловом общении происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
служебный деловой общение беседа
1. Служебно-деловое общение
Прежде чем перейти
к более подробной
Деловое общение- это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками).
По структуре, продолжительности и функциям различают несколько типов делового общения [10]:
1. Деловая беседа
- продолжительный обмен
2. Деловой разговор
- кратковременный контакт,
3. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому- либо вопросу.
4. Интервью - разговор
с журналистом,
Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) накладывают определенные ограничения на поведение людей. Отметим среди них следующие:
1.Достаточно жесткая
регламентация целей и мотивов
общения, способов
Соответственно в отношении речевого поведения ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер, но подчинен прежде всего совместному решению служебной задачи.
2. Иерархичность
построения организации: между
подразделениями и
Так, эффективность
распространения деловой
Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. По некоторым данным, лишь 20-25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается. Отчасти это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект «испорченного телефона»).
Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, распространенным среди некоторых руководителей, что подчиненным вовсе не обязательно знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана. Если конкретные исполнители лишены сведений такого рода, они начинают искать ответы самостоятельно, при этом искажая и домысливая имеющуюся информацию.
Стремление учесть
эти особенности служебно-
3. Мотивация труда
как условие эффективной
Деловая беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга
К числу целей, требующих
проведения деловой беседы, можно
отнести, во-первых, стремление одного
собеседника посредством слова
оказать определенное влияние на
другого, вызвать желание у другого
человека или группы к действию,
с тем, чтобы изменить существующую
деловую ситуацию или деловые
отношения, другими словами, создать
новую деловую ситуацию или новые
деловые отношения между
При проведении деловых бесед желательно следовать сформулированным правилам: 1) четко определять цели своего сообщения; 2) делать сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников, находить конкретные иллюстрации общих понятий, развивать общую идею, используя яркие примеры; 3) делать сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказываться от изменений информации, привлекать внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно; 4) в разговоре с сотрудниками следовать правилам активного слушания, демонстрировать им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям. В то же время деловую беседу как непосредственное взаимодействие двух её участников нужно строить на основе следующих важных принципов: 1)сознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи; 2) рациональная организация процесса беседы, что, прежде всего, означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняет усвоение самого существенного;3) простота, образность, четкость языка как условие доходчивости информации до собеседника.
2. Виды деловых бесед
1. Беседа при
приёме на работу носит
2. Беседа при
увольнении с работы имеет
две разновидности: ситуацию
3. Проблемные и
дисциплинарные беседы, вызваны
к жизни либо возникновение
сбоев в деятельности
3. Преимущества деловой беседы
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее [2].
В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами [9]:
1. Она даёт возможность
быстро отреагировать на
2. Беседа характеризуется
возможностью более гибкого,
Беседа предполагает не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.