Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:26, реферат
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения данной темы раскрыть содержание положений в области правового регулирования дееспособности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-определить понятие дееспособности и ее место в структуре гражданской правосубъектности;
-выработать понятие дееспособности, обосновать ее структуру и виды;
-исследовать круг сделок, в которых вправе участвовать несовершеннолетние;
-определить правовую природу и порядок дачи согласия законных представителей на совершение сделок несовершеннолетними;
-раскрыть правовые последствия несоблюдения требований о необходимости получения согласия родителей, усыновителей, попечителя и разрешения органа опеки и попечительства при совершении сделок несовершеннолетними;
-раскрыть объем имущественной ответственности несовершеннолетних и их законных представителей;
-выявить пробелы в правовом регулировании дееспособности несовершеннолетних;
-сформулировать рекомендации по совершенствованию правовых норм, определяющих положение несовершеннолетних в гражданском праве.
Введение………………………………………………………………...…………
Понятие «несовершеннолетний» в гражданском праве ………………….....
Общие положения о понятии «дееспособность» ……………………………
3. Сделкоспособность несовершеннолетних…………………………..………
3.1.Сделки, совершаемые несовершеннолетними самостоятельно…….
3.2.Сделки, совершаемые с письменного согласия законных
представителей ………………………………………………………………
4. Деликтоспособность несовершеннолетних…………………………...…….
5. Способы приобретения полной дееспособности несовершеннолетними…
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы…………….
Академия труда и социальных отношений
Волгоградский
филиал
Курсовая
работа
по дисциплине «Гражданское право»
на
тему: «Дееспособность несовершеннолетних»
Выполнила: студентка группы Юс 131
Волгоград 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
3. Сделкоспособность
несовершеннолетних…………………………..
3.1.Сделки,
совершаемые
3.2.Сделки, совершаемые с письменного согласия законных
представителей ………………………………………………………………
4. Деликтоспособность
несовершеннолетних…………………………..
5. Способы
приобретения полной
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………….
Введение
В России, как и в других государствах, одними из решающих факторов, оказывающих влияние на гражданско-правовое положение граждан, являются социально-экономические и политические изменения.
В настоящее время назрела необходимость повышенного внимания к проблемам защиты, прав несовершеннолетних граждан. Именно несовершеннолетние нуждаются в специальной заботе государства.
Участие
детей в гражданских
Отсутствие единого научного подхода к понятию правосубъектности в целом и отдельных ее элементов (в частности, гражданской дееспособности) приводит к тому, что законодателем нередко формулируются противоречивые нормы, что приводит к затруднениям в правоприменительной практике, неоднозначным решениям судов, а значит, и к нарушению прав отдельных категорий граждан.
Вызывает множество споров правовая природа согласия родителей, усыновителей и попечителя на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также разрешения органа опеки и попечительства на дачу такого согласия. Существуют юридические коллизии в регулировании такого института как эмансипация несовершеннолетних.
Сказанное свидетельствует о значимости и актуальности темы настоящей работы. Предметом изучения данной работы является другая категория граждан, которая приобретает дееспособность не в полной мере (несовершеннолетние). Они делятся на две категории: несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет (малолетние), несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения данной темы раскрыть содержание положений в области правового регулирования дееспособности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-определить понятие дееспособности и ее место в структуре гражданской правосубъектности;
-выработать понятие дееспособности, обосновать ее структуру и виды;
-исследовать круг сделок, в которых вправе участвовать несовершеннолетние;
-определить правовую природу и порядок дачи согласия законных представителей на совершение сделок несовершеннолетними;
-раскрыть правовые последствия несоблюдения требований о необходимости получения согласия родителей, усыновителей, попечителя и разрешения органа опеки и попечительства при совершении сделок несовершеннолетними;
-раскрыть объем имущественной ответственности несовершеннолетних и их законных представителей;
-выявить пробелы в правовом регулировании дееспособности несовершеннолетних;
-сформулировать рекомендации по совершенствованию
правовых норм, определяющих положение
несовершеннолетних в гражданском праве.
Дети в любом государстве
Прежде чем рассматривать вопросы дееспособности несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.
В
доктрине российского права
Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.
Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому (Правило 2.2.а).
П. 1 ст. 54 СК РФ определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).2
В ГК РФ в ст. 26 закреплено, что несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет. 3
Одним
из основных понятий гражданского права
является понятие субъектов права,
т.е. лиц, выступающих в качестве
участников общественных отношений (имущественных
и личных неимущественных), регулируемых
данной отраслью права. Гражданское законодательство
признает субъектом гражданского права
каждого человека независимо от его возраста
и состояния здоровья. Таким образом, несовершеннолетний,
как и любой другой гражданин, обладает
правосубъектностью, т.е. признается субъектом
гражданских правоотношений. 4
Правосубъектность связана с субъектом права, без которого не может существовать механизм правового регулирования. Основными элементами содержания правосубъектности являются правоспособность и дееспособность.5
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Обладать дееспособностью — значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т. п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение иди уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Таким образом, дееспособность включает, прежде всего, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).
Кроме того, дееспособность включает способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и исполнять обязанности. Такая способность впервые в нашем законодательстве предусмотрена в ГК РФ (п. 1 ст. 21). В данном случае законодатель принял во внимание предложение, которое было обосновано в трудах ученых-цивилистов, доказавших, что если за гражданином признается способность приобретать права и создавать для себя обязанности, то за ним нельзя не признать способность своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности.
Ценность
названной категории
Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляет права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями. 6
Дееспособность нельзя рассматривать как естественное свойство человека, она предоставлена гражданам законом и является юридической категорией. Поэтому, в отношении, как дееспособности, так и правоспособности закон устанавливает недопустимость их лишения и ограничения (Ст. 22 ГК РФ).
В отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того, чтобы приобретать права и осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь определенный жизненный опыт. Эти качества существенно отличаются в зависимости от возраста граждан и психофизиологических особенностей конкретной личности.7