Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:21, биография
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.
Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.
Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.
С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.
Дюркгейм выделил
следующие типы самоубийств, обусловленных
различной силой влияния
Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.
На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.
«Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.
Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.
Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком.[2].
В своем исследовании
«Элементарные формы
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
I.ТЕОРИЯ
АНОМИИ ПО Э.
ДЮРКГЕЙМУ.
Аномия—это состояние беззакония,
отсутствие правовых норм. Фундамент для
теории аномии, используемой при объяснении
причин преступности, заложил Эмиль
Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся
поведение и преступность — это вполне
нормальные явления. Если в обществе нет
такого поведения, значит, оно до болезненности
законтролировано. Когда ликвидируется
преступность, прекращается прогресс.
Преступность—это плата за социальные
изменения. В той же мере, в какой гений
должен иметь возможность к самосовершенствованию,
преступник должен иметь шанс на преступление.
Общество без преступности немыслимо.
Если бы перестало совершаться все то,
что сейчас зовется преступным, в категорию
преступности пришлось, бы зачислить какие-то
новые виды поведения. Ибо преступность
неизбежна, неистребима. И причина этого
не в том, что люди слабы и злы, а в том,
что в обществе существует бесконечное
множество самых различных видов поведения.
Солидарность же в человеческом обществе
достигается только тогда, когда против
этого разнообразия в поведении используют
конформистский прессинг. Этот прессинг
обеспечивают наказания. Преступность—это
фактор общественного здоровья, в обществе
без преступности давление коллективного
сознания было бы настолько сильным и
жестким, что никто не смог бы ему противостоять.
В этом случае преступность была бы, конечно,
уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы
и всякая возможность прогрессивного
социального развития. И если оригинальность
идеалиста, чьи мечты опережают свой век,
самовыражается, то должна найти свое
выражение и «оригинальность» преступника,
который изрядно отстает от своего века.
Преступник — это не какое-то неспособное
к социализации существо, не паразит, не
чуждый элемент, не приспособившийся к
обществу, а фактор, играющий в жизни общества
определенную роль.
По Дюркгейму, преступность бывает незначительной
в обществе, где человеческой солидарности
и социальной сплоченности достаточно.
В результате социальных изменений, которые
могут идти как в сторону экономического
краха, так и в направлении расцвета, создаются
благоприятные условия для разделения
труда и большего разнообразия жизни,
а интегрирующие, силы ослабляются. Общество
распадается и раскалывается. Отдельные
его осколки изолируются. Когда единство
социума разрушается, а изолированность
его элементов увеличивается, социально
отклоняющееся поведение и преступность
возрастают. Общество оказывается в состоянии
аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует
следующим образом. Французское общество
в последние 100 лет умышленно искореняло
факторы самоуправления человеческими
инстинктами и страстями. Религия почти
полностью потеряла свое влияние на людей.
Традиционные профессиональные объединения
типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации)
были ликвидированы. Правительство твердо
проводило политику свободы предпринимательства,
невмешательства в экономику. А результатом
этой политики оказалось то, что мечты
и стремления уже ничем не сдерживаются.
Эта свобода устремлений стала движущей
силой французской промышленной революции;
но она же породила хроническое состояние
аномии с сопровождающим ее высоким уровнем
самоубийств.
В деле поддержания общественной солидарности
большую роль играет, по Дюркгейму, наказание
преступников. Изначальный и важнейший
источник солидарности общества — это
правильное понимание честности и порядочности.
Наказание преступника необходимо, чтобы
сохранить приверженность рядового гражданина
к данной социальной структуре. Без угрозы
наказания средний гражданин может потерять
свою глубокую привязанность к данному
обществу и свою готовность принести необходимую
жертву ради сохранения этой привязанности.
Кроме того, наказание преступника служит
видимым общественным подтверждением
его неполноценности и оправданности
порицания любой преступной группы. Это
порицание и умаление достоинства преступников
усиливает среди основной массы населения
чувство превосходства и собственной
правоты, что в свою очередь укрепляет
и солидарность всего общества. Оно группирует
преступников по категориям, делая уголовные
наказания сильнейшим из всех имеющихся
средств оправдания и сохранения социальной
солидарности.