Дайте характеристику Фонду социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Сфере социальной защиты населения присущи такие термины, как «социальное обеспечение» и «социальное страхование». Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям.

Работа содержит 1 файл

к.р финансы и кредит.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 

91( 12, 30, 52,70) 
 

     12. Дайте характеристику  Фонду социальной  защиты населения. 

     Сфере социальной защиты населения присущи  такие термины, как «социальное  обеспечение» и «социальное страхование». Под социальным обеспечением следует  понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение- это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства».

     Характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.

     Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс социальной защиты населения, а под социальным страхованием - одну из форм осуществления этого процесса.

     В системе социального страхования  место страхования реализуется  за счет взносов от определенной части  заработной платы работников и фонда  заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод страхования носит накопительный характер, в других - солидарный. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При солидарном характере социального страхования работающие содержат нетрудоспособных.

     Истоки  социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы.

     Социальному страхованию присущи следующие  признаки:

     1. страховые взносы являются централизованными  доходами государства, так как  внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;

     2. страховые взносы представляют  обязательный платеж из суммы  сокрытых, заниженных или не внесенных  в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;

     3. страховые взносы, аккумулируемые  в специальных фондах, используются  целенаправленно;

     4. страховым взносам присущ возвратный  характер, но возвратность не  адекватна уплаченным суммам;

     5. привлекаемые страховые взносы  обезличены, отсутствует персонификация;

     6. временно свободные средства  могут инвестироваться для получения  дополнительных доходов.

     Система социального страхования может  быть двух видов: государственной и  негосударственной, и предназначена  для обеспечения восстановления и сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений выступают специализированные фонды денежных средств.

     Социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

     2. Необходимость и предпосылки  образования Фонда социальной  защиты населения, его задачи  и функции

     Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным  внебюджетным страховым фондам. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности в соответствии с целевыми назначениями. Является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления. В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.

     В структуру Фонда входят:

     - центральный аппарат; -· 6 областных и Минское городское управления; · 153 городских, районных и районных в городах отделов.

       Функциональная структура Фонда

     Органом управления Фонда социальной защиты населения является его правление. В состав правления входят Министр  труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, объединений нанимателей и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

     Главными  задачами Фонда социальной защиты населения  являются:

     1. сбор и аккумуляция обязательных  страховых взносов и иных платежей  на государственное социальное  страхование;

     2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

     3. организация и ведение индивидуального  учета сведений о застрахованных  лицах для целей государственного социального страхования;

     4. осуществление расширенного воспроизводства  средств Фонда социальной защиты  населения на основе принципа  самофинансирования;

     5. проведение разъяснительной работы  среди плательщиков обязательных  страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

     6. сотрудничество с аналогичными  фондами  других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения.

     Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть  его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним  задач:

     1. осуществляет сбор, аккумулирование  средств государственного социального страхования и управление ими;

     2. осуществляет финансирование предусмотренных  законодательством выплат государственных  пенсий, пособий и иных выплат  по государственному социальному  страхованию; 

     3. обеспечивает финансирование расходов  на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения республики;

     4. готовит предложения о тарифах  страховых взносов и вносит  их через Министерство труда  и социальной защиты на рассмотрение  Совета Министров Республики  Беларусь для дальнейшего представления  в Национальное собрание Республики Беларусь;

     5. осуществляет контроль за правильным  расходованием денежных средств;

     6. руководит работой городских,  районных и районных в городах  отделов и оказывает им необходимую  методическую помощь;

     7. осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

     8. сотрудничает с международными  организациями по вопросам, относящимся  к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования.

     Средства  Фонда в соответствии с действующим  законодательством образуются за счет:

     1. обязательных страховых взносов;

     2. ассигнований из республиканского  бюджета; 

     3. добровольных пожертвований (в  том числе валютных средств)  физических и юридических лиц; 

     4. доходов от капитализации средств  Фонда; 

     5. средств нанимателей, предназначенных  на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";

     6. поступлений по обратному требованию  к юридическим и физическим  лицам, ответственным за причиненный  вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;

     7. средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов и т.д.

     Для удовлетворения общественных потребностей в области социального страхования средства Фонда необходимо не только накапливать, но и использовать по конкретным направлениям. В соответствии с действующим законодательством средства Фонда направляются на:

     1. выплату пенсий:

     - пенсионерам по возрасту; - по инвалидности; - в связи с потерей кормильца; - социальных; - за особые заслуги; - за выслугу лет; - военнослужащим срочной службы и их семьям; - убывшим за границу и прибывшим из-за границы;

     2. выплату пособий: 

     - при рождении ребенка; - по временной нетрудоспособности; - по беременности и родам; - ежемесячных на детей до 3-х лет; - на детей от 3-х до 16(18) лет; - по уходу за ребенком-инвалидом; - по уходу за престарелым; - по уходу за инвалидом 1 группы;- на погребение;

     3. оказание материальной помощи остро нуждающимся престарелым и нетрудоспособным гражданам;

     4. финансирование расходов на санаторно-курортное  лечение и оздоровление населения;

     5. внедрение персонифицированного  учета застрахованных лиц;

     6. международную деятельность;

     7. содержание органов Фонда;

     8. доставку пенсий и прочие расходы. 
 
 
 
 
 

     30. Дайте характеристику  форм кредита.

     Структура кредита включает: кредитора, заемщика и ссуженную стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера: - ссуженной стоимости;

     - кредитора и заемщика;

     -целевых потребностей заемщика

     -другие формы кредита

     В зависимости от ссуженной  стоимости  целесообразно  различать  формы кредита: товарную, денежную, смешанную (товарно-денежную)

     Товарная  форма кредита - исторически предшествует денежной  форме. Первыми кредиторами были субъекты, обладающие излишками предметов потребления. В поздней истории известны случаи кредитования землевладельцами крестьян в форме зерна,  других  сельскохозяйственных продуктов до сбора нового урожая.

     Денежная  форма кредита- наиболее типичная, преобладающая  в

современном  хозяйстве, т.к. деньги являются всеобщим эквивалентом,

универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита  активно используется как государством, так и отдельными гражданами, как  внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте.

     Смешанная форма– эта форма возникает, например, в том случае,  когда кредит функционирует одновременно в товарной и денежной формах.  Можно предположить, что для приобретения дорогостоящего оборудования  потребуется не только лизинговая форма кредита, но и денежная его форма для установки и наладки приобретенной техники. Смешанная (товарно-денежная) форма кредита часто используется в экономике развивающихся  стран, рассчитывающихся  за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку  платежей  сопровождается  постепенным возвращением кредита в денежной форме.

Информация о работе Дайте характеристику Фонду социальной защиты населения