Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:48, доклад
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.
Что
такое суицид
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.
Для начала следует определить, что же такое самоубийство. В русском языке это слово означает "намеренное лишение себя жизни". В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?
Амбрумова А.Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия для данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация.
Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.
На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека, служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.
Авторы различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.
В условиях экстремальной
ситуации разные личности неодинаково
перестраивают свою приспособительную
тактику. Наиболее устойчивые из них
за счет пластичности и резервов сохраняют
прежний общий уровень
В тех случаях, когда экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально (как это имеет место при психопатиях и некоторых неврозах). Тогда вероятность полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.
Психические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.
Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная.
Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой1 суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.
Напряженность и сила конфликта зависят от силовых соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем проще конфликт разрешается;самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.
Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”.
Суицид. История.
Древние времена.
Нам неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек научился довольно таки давно. Это доказали широкомасштабные исследования антропологов, проводившиеся в первой половине двадцатого века. В это время на Земле существовало достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых еще по законам первобытнообщинного строя жили люди.
В результате - удалось собрать достаточно большой материал, анализ которого дал следующий результат. В одних общинах и племенах самоубийство считалось как бы "личным делом", в некоторых - существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством, в других же на самоубийство был наложено табу, и его попытки жестоко каралась. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.
Для примитивных культов Смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов. Духов, бродившим по ночам по земле, и вмешивающихся в дела живых.
Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, обычно уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться дикостью, но раньше он был не более чем данью суровой реальности.
Например, по эскимоской традиции их старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это "не по христиански", горячим пастырским словом уговорил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он вернулся, чтобы узнать, как идут дела в новом приходе - никто не вышел ему навстречу - род просто вымер.
У вестготов существовала "скала предков", с которой старики прыгали вниз. Уже в античные времена, на острове Кеос, старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой. Этот обычай дольше всего просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает "гора, где оставляют бабушек".
В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждение. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланизийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд.
Первые закрепленные ограничения, связанные суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Родственникам покойного запрещается подходить к трупу, а дерево, на котором повесился несчастный, а также его дом придают очистительному огню. Родственники должны принести искупительную жертву - быка или овцу.
Итак, цивилизация
развивалась, в нем начали появляться
классы, наступала...
Эпоха античности.
В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей строго осуждалось и каралось посмертным позором - в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве вызвала лишь осуждение. Хотя есть и исключение. Это мудрый спартанский законодатель Пикур. Перед тем как пойти в Дельфийский оракул, он взял с граждан города клятву жить строго в соответствии с введенными им законами, до тех пор, пока он не вернется. А когда Оракул одобрил новые законы, Пикур совершил самоубийство, уморив себя голодом. Тем самым жители Спарты, вынужденные соблюдать данное слово, жили в соответствии с реформами Пикура.
В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: "пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь".
Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.
Сократ в диалогах "Федон" неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. От таких умозаключений "казалось один шаг до вопроса, так почему же в таком случае не самоубийство". Но, продолжает он, самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов "не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия". Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий.
Для стоиков и эпикурейцев самоубийство было приемлемым. Например. Плиний младший, считал, что именно в этом - преимущество человека перед богами.
В "Дигестах" Юстиана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство "без причины", поскольку "тот кто не жалеет себя, не пожалеет и других". При императоре (Тарквиние Триске) трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, при Андриане суицид был приравнен к преступлению - за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был по сути богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой. Самый известный пример - смерть Сенеки. По приказу Нерона Сенека принял смерть - он сделал это с гордо поднятой головой, перерезав вены в теплой ванне, в то время как рабы записывали последние слова великого философа.
Все сказанное выше относилось, естественно, только к гражданам - многочисленных рабов империи это не касалось. Для них существовал другой закон, согласно которому если раб покончил жизнь самоубийством в течении шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги, т.к. продал "негодный" товар.
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью - у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.
В Талмуде попытка
самоубийства рассматривается, как
преступление, подлежащее суду и наказанию.
Однако допускалось, что самоубийца
мог действовать в состоянии
исступления и больше нуждался в
жалости, чем в преследовании
по закону. Тем не менее первый царь
иудеев Саул покончил с собой, бросившись
на меч. В 73 н.э. защитники крепости Масада
и Йотама перед угрозой обращения в чужую
веру покончили с собой. Через тысячу лет
также поступила иудейская община в Йорке,
не желая принимать насильственное крещение.
Средневековье.
Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Вернее в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат "Кесарю кесарево", а "Богу Богово", согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал - то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление.